Источник: km.ru
Президент Путин поручил Центризбиркому и Администрации президента до 1 марта разработать законопроект, возвращающий выборы по одномандатным округам. Предполагается, что вернется законодательство ельцинских времен — 225 депутатов Госдумы будут выбираться по спискам, и еще 225 станут депутатами в личном качестве.
Хорошо это или плохо? Прогресс это или регресс?
Откровенно говоря, минусов в этом решении больше, чем плюсов. И вот почему. Выборы по партийным спискам именуются в политологии выборами по пропорциональной системе. Система эта считается справедливой. Допустим, есть три партии, А, Б и В. Если на выборах партия А получила 40% голосов, Б — 20%, а В — 7%, то примерно столько же мест они получат и в составе парламента.
Разумеется, на практике используется так называемый «барьер» — процент голосов, который нужно набрать для того, чтобы быть допущенным к разделу «пирога» парламентских мандатов. Но в цивилизованных странах он невелик. Например, в Германии он составляет 5%, в Израиле — 2%, в Новой Зеландии — 5%, Австрии — 4% и так далее. Применение «барьера» дает преимущество крупным партиям перед мелкими. Но вполне логично, что партия, представляющая 0,1% населения, не представлена в парламенте, так что больших обид здесь обычно не бывает.
Правда, сильное повышение барьера считается недемократичным. По этому признаку лидирует Турция. Там для прохода в парламент нужно набрать 10% голосов, что отсекает мелкие партии. В России барьер был 5% в ельцинское время, затем повысился до 7%, а теперь вернулся на прежнюю отметку.
Чем неудобна была пропорциональная система для российской партии власти? Она теоретически должна была создать сильные партии. Действительно, по сравнению с прежним периодом они окрепли, хотя и не настолько, чтобы бросить вызов «Единой России». При пропорциональной системе избиратель ориентируется на партийные «бренды», которые часто существуют десятилетиями. И может наказать партию за неудачную политику, проголосовав на выборах за конкурентов.
Выборы же по одномандатным округам проводятся по мажоритарной системе. Эта система считается менее демократичной, чем пропорциональная. Допустим, у нас есть три кандидата, А, Б и В. А набрал 30% голосов, Б — 25%, В — 22%. Депутатом станет А, в то время как голоса, отданные за его конкурентов, попросту сгорят.
Зачем же власти новая система? Да вы уже поняли, куда я клоню. Честным путем «Единая Россия» может завоевать 30%, ну, может, 40% голосов. Но для тотального доминирования в парламенте по нынешней системе нужно больше половины! А это, как показал 2011 год, чревато протестами.
Теперь представим, что 225 мест в парламенте уйдут одномандатникам. При 30% популярности «Единая Россия» с легкостью получит 200 мандатов. Особенно, если учесть, что на ее стороне будет административный ресурс, который будет вставлять палки в колеса конкурентам провластных кандидатов.
Иначе говоря, получив честные 30-40% по списку, что составит 70-90 мандатов в Госдуме, и прибавив к ним 200 депутатов по одномандатным округам, партия власти сможет рассчитывать почти на две трети голосов в Государственной думе. И это при относительно честном проведении голосования! А если при немножечко нечестном — то и на больший результат. Особенно если учесть, как у нас голосуют национальные республики и отдельные приравненные к ним по применению административного ресурса регионы.
Проведя подобную реформу, власть может, например, провести ребрендинг «Единой России», образовать на ее базе какой-нибудь «Народный фронт» из нескольких десятков мелких партий. А дальше все пойдет по накатанной дорожке — в Госдуме будет огромная фракция «Народного фронта», фракции «традиционной оппозиции» — КПРФ и ЛДПР. Быть может, протащат так называемых «либералов», то есть Кудрина-Прохорова, которых попытаются превратить в лидеров протеста, охватившего Москву в 2011 году.
Дескать, вы же за «гайдара» агитировали? За то, чтобы была приватизация и массовое уничтожение культуры и образования? Так вот вам они, полной ложкой.
Произойдет ли слив протеста под «сислибов» (то есть «системных либералов», сторонников гайдарономики и чубайсополитики) , будет во многом зависеть от позиции Координационного совета оппозиции.
А как реформу утвердят (в чем можно не сомневаться) , власть задумается и над проведением досрочных выборов в Государственную думу. Слухи такие, во всяком случае, ходят.
Правда, наша Конституция дает президенту право распустить Госдуму только в трех случаях: 1) троекратное отклонение кандидатуры председателя правительства, 2) двукратное выражение недоверия правительству, 3) отказ в вотуме доверия правительству. Эта процедура, даже проведенная формально, будет означать большое нервное испытание для Дмитрия Медведева и его окружения. Впрочем, как часто у нас бывает, могут найти какой-нибудь обходной путь, вроде внесения изменений в Основной закон. Потому что Конституция — это одно дело, а Уважаемые Люди — совсем другое.
Так что если реформа будет проведена, объявление досрочных выборов в Государственную думу будет зависеть только от доброй воли Владимира Путина. Весьма вероятно, что он таковую проявит, и тогда страну ждет «переигрывание» фактически проигранной властью избирательной кампании 2011 года.
Автор: Павел Святенков
Источник: km.ru