Дело не в гигантских потоках фекалий, которые, как утверждает предание, потекут из всех кранов в случае отставки мэра Москвы. Вряд ли в связи с его отставкой в Москве наступит коммунальный апокалипсис: директора многочисленных Мосводоканалов и Москоллекторов прекрасно понимают, что острота момента пройдет и за саботаж, если он будет, Кремль накажет примерно и показательно.
Дело и не в якобы феноменальных результатах «Единой России» в столице. В Москве за «ЕдРо» голосуют хуже, чем во многих других регионах страны. В 2007 году никакого электорального чуда мэр не совершил: 50% с небольшим и никакого особенного энтузиазма народных масс. На президентских выборах кандидат Медведев получил побольше, но вряд ли благодаря усилиям мэрии Москвы — кандидат просто пришелся по вкусу москвичам.
Неприлично высокие результаты партии власти на выборах в Мосгордуму 2009 года только разозлили Кремль. Во-первых, Лужков спровоцировал скандал и демарш думской оппозиции — претензии были, в основном, к Москве. Во-вторых, навел на неприятные мысли: когда Лужкову
Дело в другом. С точки зрения любого нормального чиновника, и Путина, и Медведева, Москва представляет собой огромную правовую черную дыру, разобраться в которой никому со стороны не под силу. Посмотрите вокруг. Дома, дороги, палатки, рекламные щиты, забегаловки с шаурмой и закусочные с сэндвичами. Небоскребы и реконструированные исторические здания. Площади и скверы. Весь окружающий нас мир существует по особым московским законам в прямом смысле этого слова.
В Москве особая система землеотводов и особая система выдачи разрешений на жилищное строительство. Приватизация в Москве прошла по своим правилам, юридических оснований которых никто еще даже не касался. В Москве есть даже особые социальные группы, возникшие из специфики московского бизнеса и тесно связанные с мэрией. Например, целый класс рантье, которые пересдают полученные по муниципальной расценке площади модным ресторанам и кафе. И множество других, менее изученных групп граждан, участвующих в обороте столичной земли, квадратных метров, рекламных площадей или грузовых перевозок.
Повторюсь. Все это регулируется, меняет владельцев и приносит доход по особым столичным правилам. И будущий мэр Москвы, кто бы им не стал, должен будет решать гамлетовский вопрос: приводить все это в соответствие с федеральными законами и понятиями или нет? Начинать передел московского пирога и если да, то как? Быстро, наскоком, провоцируя конфликт за конфликтом или потихоньку, имея горизонт планирования в десяток лет?
В нынешней политической системе любой новый мэр Москвы не станет решать это самостоятельно. И пойдет советоваться к премьеру и президенту. И на них, в конечном итоге, ляжет бремя принятия решения: как по-новому нарезать московский пирог. И какими темпами это делать.
Пауза вокруг отставки мэра, которая неизбежно произойдет до конца этого года, связана не со страхами из-за фигуры Лужкова. Лужков, в конце концов, пожилой человек, который хочет так или иначе дожить остаток своих дней по-человечески. Она связана с обдумыванием вот этой самой краеугольной проблемы. Что делать с Москвой после отставки Лужкова? И на кого из чиновников повесить этот неподъемный груз?
Еще несколько лет назад, говоря о назначении кого-то из ближних путинских людей на пост мэра Москвы, все начинали улыбаться и мысленно поздравлять будущего градоначальника: такой пряник, что больше и желать нечего. Москва представлялась неким Эльдорадо — только сядь в кресло мэра, и золотой дождь прольется на тебя и твою команду. Но теперь, когда дошло до дела и отставка выглядит вопросом дней, все воспринимается не так радужно. Оказалось, что перепахать Москву на федеральный лад — самая сложная задача, которая
Автор: Константин Гаазе
Источник: forbes