Когда заканчивался президентский срок Владимира Путина, Вашингтон, да и весь Запад сходился во мнении, что он будет искать способы, дабы остаться на президентском посту вопреки положению российской конституции, устанавливающему ограничение в два президентских срока подряд.
Ссылаясь на «природную хитрость» и ловкость Путина и всех россиян, эксперты со всех сторон восклицали, что Путин не станет просто игнорировать конституционное ограничение в два срока, а проведет поправку в конституцию и законы, что позволит ему остаться в Кремле. Он может также, говорили они, уйти на время, оставив после себя марионетку в качестве временного хранителя кресла, и таким образом, технически не нарушит положение об ограничении сроков. Но даже если Путин решит отказаться от президентской власти, объясняли эксперты, он назначит себе в преемники сторонника жесткой линии из ФСБ, кого-то вроде Сергея Иванова, чтобы тот продолжал неотвратимый отход от демократии и развития отношений с Западом. Но Путин ушел из Кремля и поддержал в качестве кандидата на президентский пост Дмитрия Медведева — самого либерального высокопоставленного руководителя из своей администрации.
И вот сейчас мы снова начинаем слышать, и будем слушать весь год, что Путину просто предопределено вернуться на президентский пост. И лишь заявление тандема о том, что Медведев продолжит руководить, либо указание на третьего кандидата остановит эти беспрестанные и проникнутые предубежденностью спекуляции.
Но на самом деле, Путин вряд ли вернется на президентский пост — по двум совершенно очевидным и по некоторым более скрытым причинам. Во-первых, если бы он хотел продолжить свое президентство, он бы нашел способ остаться либо вернулся бы в это кресло спустя год-полтора после прихода к власти Медведева. Он уже говорил, что устал от этой ноши и от внешней политики. В соответствии со своими заявлениями Путин сторонится саммитов с иностранными руководителями за рубежом, а часто и у себя дома. А это значит, что Медведев играет важную роль в принятии внешнеполитических решений, и что скорее всего, эта роль решающая. Путин, безусловно, также играет ключевую роль. Очевидно, существует равномерно распределенный круг обязанностей во внутренней политике.
Ключевая роль Медведева, а также тот факт, что он все увереннее и комфортнее ощущает себя в президентском качестве, говорит о том, что у Путина должна быть какая-то очень сильная причина для возвращения, что, естественно, вызовет кое-у кого недовольство. Медведев намного более популярен на Западе, чем Путин. Для западных политиков и руководителей бизнеса, и соответственно, для перспектив вложения западных инвестиций в России возвращение Путина будет тем шагом, который потребует подробных и убедительных объяснений и обоснований.
Внутри страны растущая активность Медведева, его уверенность в себе и готовность возражать Путину демонстрирует его желание остаться на посту президента. Призывы к Медведеву остаться на президентском посту, звучащие из уст близких к нему либералов, таких как Игорь Юргенс и экономический советник президента Аркадий Дворкович, свидетельствуют о росте самостоятельности и смелости либерального лагеря. В случае возвращения Путина либералы отойдут в сторону от Кремля и от российского истэблишмента, что внесет раскол в ряды элиты.
Более того, недавние высказывания представителей элиты и опросы общественного мнения показывают, что значительная ее часть, а также значительная часть общества начинают отдавать свое предпочтение Медведеву. В декабре 2010 года Левада-Центр провел опрос, который показал, что с лета поддержка Путину среди избирателей снизилась с 36 до 31 процента, а Медведеву увеличилась с 17 до 21 процента (www.gazeta.ru, 13 января 2011 г., www.interfax.ru, 14 января 2011 г.). Большая популярность Путина не может быть неопровержимым доводом в пользу его возвращения на пост президента, поскольку разница эта будет более чем нивелирована путинскими заявлениями в поддержку Медведева. Доверие к Медведеву в октябре месяце временно сравнялось даже с доверием к Путину, выйдя на уровень 41%.
Экономический спад, всепоглощающая коррупция, приговор Ходорковскому и его последствия, скандал с Химкинским лесом и прочие факторы — все этой усиливает протестные настроения в Москве, влияя на общественное мнение. Проведенный недавно опрос показал, что 7% москвичей поддерживают новую партию «Свобода» (так в тексте, речь идет о Партии народной свободы — прим. перев.) , в то время как по стране поддержка этой партии составляет всего 2% (статья Николая Петрова в Moscow Times от 18 января «United Russia Facing a Crisis Of Confidence» ( «Единой России» грозит кризис доверия). Другой опрос Левада-Центра показал, что рейтинг популярности тандема в совокупности упал до самой низкой за несколько лет отметки: с 75% до 40% у Путина и до 35% у Медведева, хотя
Путин, и уж точно, Медведев, должны понимать, что возврат Путина будет так же опасен для политической стабильности, как и те радикальные реформы, о недопустимости которых они часто предупреждают. На самом деле, Путин поддерживает, по крайней мере, пока, медведевскую мини-оттепель и обещания о демократизации. Но придется выбирать одно из двух: либо руководство Путина, либо оттепель Медведева.
Путин стал символом стагнации, а Медведев — символом модернизации; Путин стал символом коррупции, а Медведев — символом борьбы с ней; Путин стал лидером престарелой «телевизионной партии», а Медведев — молодой «партии интернета»; Путин — вечно неизменной России, а Медведев — перемен и надежд.
Поэтому для того, чтобы изменить конфигурацию тандема за счет возвращения Путина на пост президента, понадобятся очень веские причины. Пока таких причин нет. Серьезные вызовы, такие как националистические погромы в декабре и недавний теракт в аэропорту Домодедово, могут оказаться достаточно веской причиной, если подобная ситуация повторится или усилится. Но на сегодня подобный сценарий маловероятен, а поэтому маловероятно и возвращение Путина. Либерализация продолжится, а «вечная Россия» снова изменится.
Оригинал публикации: Why Putin will not return to the presidency… not in 2012 anyway