В правительстве считают нужным увеличить налоговую нагрузку на потребителей ради ускорения экономического роста. Об этом на съезде партии "Единая Россия" заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
По его словам, новый налоговый режим, введение которого обсуждается после президентских выборов 2018 года, должен включать перераспределение налогового бремени с бизнеса на население.
"Смещение налоговой нагрузки с инвестиционной активности на потребительскую активность - это то структурное изменение, которое будет способствовать экономическому росту", - заявил Орешкин.
Он добавил, что налоговая система при этом должна быть "предсказуемой на длительный период времени". "Когда бизнес принимает решение совершать ту или иную инвестицию, он должен быть уверен, что именно такой объем налогов - это то, что он будет платить во время реализации своего инвестиционного проекта", - цитирует министра ТАСС.
Ключевая мера, которая обсуждалась в правительстве в начале 2017 года, это - повышение НДС: соответствующие проекты представляли Минэкономразвития и Минфин. Речь шла о том, чтобы поднять ставку с нынешних 18% до 20-22% и отменить льготы.
Другой вариант, по данным "Ведомостей", - это возрождение налога с продаж: он будет взиматься с оборота предприятий и дополнит НДС. В России налог с продаж вводили дважды - в конце 1980-х (в СССР) и в конце 1990-х гг, а 2004-м - отменили.
Если налог вернут, Россия станет одной из немногих стран, где есть сразу два налога с оборота, констатирует Александра Суслина из Экономической экспертной группы: в мире таких примеров практически нет - это Канада, Китай, Индия, Индонезия и Джибути.
В любом случае, наполнение федерального бюджета будет происходить за счет фронтального повышения цен: ставка НДС, например, заложена в стоимость всех товаров и услуг, которые продаются в стране, а ее рост неизбежно будет переложен на покупателей, добавляет она.
Правительство стоит перед дилеммой, объясняет главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова: с одной стороны, есть крупные социальные обязательства (почти 30% населения - пенсионеры), необходимо поддерживать определенный уровень госуслуг; с другой - есть стремление избежать увеличения госдолга, поскольку расходы на его обслуживание съедают все большую часть поступающих доходов (каждый 20й рубль в 2018 году).
По данным Минфина, с начала 2015 года федеральный бюджет потратил на 5,5 трлн рублей больше, чем собрал в виде налогов: разрыв покрывался за счет займов и средств Резервного фонда, который, однако, будет полностью исчерпан уже в этом году.
Следующий год, согласно проекту бюджета, станет последним, когда "дыра" будет закрываться с помощью резервов - в ход пойдет Фонд национального благосостояния, который изначально задумывался для поддержки пенсионной системы и инвестиций в инфраструктурные проекты.
В этих условиях "повышение налогов неизбежно", предупреждает Орлова, а "поствыборная программа может быть сосредоточена исключительно на обеспечении бюджетной стабильности". Помочь наполнить бюджет мог бы рост экономики, но оснований для этого не видно: реальные доходы населения продолжают падать четвертый год подряд (на 1,3% с начала года), мегастройка Керченского моста завершается, что ударит по объему инвестиций, а новые санкции США грозят повысить волатильность рубля. Рост ВВП к третьему кварталу замедлился до 1,6%, а в следующем году не превысит 1,5%, предупреждает Орлова.
Как ни парадоксально, но даже рост цен на нефть не отменяет проблем бюджета: дополнительные ресурсы по большей части уходят на силовиков, отмечает ведущий научный сотрудник "Центра развития" ВШЭ Андрей Чернявский.
Так, в ноябре расходная часть бюджета была увеличена на 361 млрд рублей. Из этой суммы половина, или 180 млрд рублей, были направлены на статьи "национальная оборона" и "национальная безопасность и правоохранительная деятельность".