Иван Муравьев: Чьи самолеты безопасней?: как ложные стереотипы и преклонение перед западным губит будущее России

0 550
Источник: ИА REGNUM 

На Всероссийской конференции транспортников в Новосибирске 8 ноября премьер-министр России Владимир Путин сообщил, что российские власти с 2012 г. будут субсидировать процентные ставки при приобретении иностранной авиатехники в лизинг региональными компаниями. Многие средства массовой информации в этой связи напомнили заявление президента Медведева, который после катастрофы самолета Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту сказал, что безопасность людей важнее поддержки отечественного авиапрома, и распорядился подготовить программу масштабной закупки новых самолетов вне зависимости от страны их производства.

Для начала мы хотели бы разбить эту логическую связь: субсидирование процентных ставок по лизинговым платежам предполагается ввести для региональных лайнеров вместимостью до 50 мест. Сейчас на авиарынке России самолеты такого типа пользуются самым высоким спросом, а в России такие самолёты не производятся. То есть субсидирование закупки иностранных лайнеров будет введено не из соображений их повышенной безопасности, а из-за отсутствия российских аналогов, хотя и здесь есть задел — самолеты Ан-140, которые пытается производить самарский «Авиакор» и которые теоретически могли бы заменить устаревшие Ан-24, но они слишком дороги. Так, цена Ан-140 составляет более 20 млн. долларов: другой вопрос, почему он так дорого стоит, но самолет есть.

Однако важно другое: вне зависимости от причин, побудивших правительство России помогать региональным авиакомпаниям покупать самолеты для местных перевозок, а в перспективе и заменить отечественные самолеты на «Боинги» и «Аэрбасы», утверждение «иностранные самолеты безопаснее, чем российские» в общественном мнении имеет очень, к сожалению, большой вес. Как мы видим, даже президент нашей страны придерживается этой точки зрения.

Никому даже в голову не придёт спорить с тем, что безопасность пассажиров является приоритетом номер один. Но убедительных данных, говорящих о том, что безопасность самолетов напрямую зависит от их зарубежного происхождения, нигде не приводится. Мы попытались изучить этот вопрос и столкнулись с тем, что ни Росавиация, ни Ространснадзор, ни Минтранс — никто не публикует ясной статистики по авиапроишествиям в России.

В интернете нетрудно отыскать данные о серьёзных авиаинцидентах и авиакатастрофах, повлекших за собой человеческие жертвы. Так, например, в конце августа вице-премьер С. Иванов сообщил, что в 2011 году с гражданскими самолетами в России произошло 26 авиапроисшествий, в том числе 13 катастроф, в которых погиб 81 человек (это говорилось ещё до сентябрьской катастрофы, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив»). По сравнению с 2010 годом, количество катастроф возросло в два раза, а количество погибших в них — в четыре. Изучение списка этих происшествий нам недвусмысленно показывает: падают самолеты и вертолеты, выпущенные в СССР или современной России. Однако официальное расследование двух самых нашумевших катастроф этого года — Ту-134 в Петрозаводске и Як-42 в Ярославле — показало, что причиной обеих трагедий стало нарушение правил полетов, а совсем не технические проблемы на борту. Как преодолеть недисциплинированность и надежду на «авось» в авиации — это, пожалуй, самый важный вопрос, стоящий перед профильным министерством и контролирующими органами. Но то, что он не решается с помощью закупки иностранных самолётов, — это очевидно!

Тем временем, статистика, отражающая нефатальные авиапроисшествия, связанные с техническим состоянием эксплуатируемых в России самолетов, в настоящее время нигде не публикуется. Хотя эти данные дали бы нам веские основания для обсуждения зависимости безопасности самолетов от страны производства. В условиях этого информационного вакуума нам пришлось самостоятельно провести мониторинг сообщений информагентств об аварийных и вынужденных посадках самолётов. И, по данным этого исследования, оказалось, что аварийных посадок «Боингов» в России было больше, чем происшествий с самолетами КБ Антонова. Если считать инциденты с судами одного типа, то Боинги-737 аварийно приземлялись столько же раз, как и Ан-24.

Безусловно, в нашей статистике могут быть неточности и ошибки, она может учитывать только часть данных, но при отсутствии другой информации, наши подсчеты определенно отражают общую картину — советские и российские самолеты ничуть не более аварийны, чем зарубежные. А если это так, то противопоставление «поддержка российского авиастроения — или безопасность» — это, мягко говоря, ложный выбор. И руководствуясь этим ложным противопоставлением Россия может сначала отказаться от собственной авиационной промышленности, а затем окажется, что безопасность не только не повысилась, но даже упала. Ведь закупка новых самолетов подразумевает приобретение тренажеров и обучение пилотов на новом уровне, а с этим в наших авиакомпаниях и учебных центрах тоже есть большие проблемы.

Если мы всерьёз озабочены авиационной безопасностью, нужно избавиться от стереотипа «иностранное — значит лучшее». Давайте для начала опубликуем официальную статистику по техническому состоянию авиапарка, используемого в России, а также данные об авиапроисшествиях, связанных с техническими неисправностями. Затем необходимо разобраться: какие из этих происшествий были связаны с конструктивными особенностями лайнеров, а какие с некачественным обслуживанием. Только с опорой на такие данные можно будет ответственно выявлять связь между безопасностью и типами воздушных судов. До тех же пор любые утверждения — это всего лишь стереотипы.

Статистика авиационных происшествий в 2011 году (аварийные и вынужденные посадки самолетов)

* подготовлено на основе сообщений СМИ

Типы лайнеров Дата Место Причина Компания
Иностранные        
Boeing        
Boeing-767-300 01.01.2011 Ростов-на-Дону   Трансаэро
Boeing-757 09.02.2011 Новосибирск Не убралось шасси  
Грузовой Boeing 18.04.2011 Екатеринбург    
Boeing 757-200 04.06.2011 Красноярск Неисправность в гидравлическом комплексе управления закрылками Северный ветер
Boing-737 06.06.2011 Омск Отказ системы кондиционирования  
Boeing-737 09.06.2011 Ростов-на-Дону Несимметричная уборка закрылков Донавиа
Boeing-735 22.06.2011 Ростов-на-Дону Разгерметизация кабины  
Boeing-767 29.07.2011 Минск Отказ подачи топлива в правый двигатель самолета ГТК Россия
Boeing-767 21.08.2011 Южно-Сахалинск Повреждение шасси Трасаэро
Boeing 737-200 04.09.2011 Петропавловск-Камчатский Некачественная сборка топливной системы Сахалинские авиалинии
Boeing-767 20.10.2011 Симферополь Отказ генератора ГТК Россия
Boeing-737 01.11.2011 Екатеринбург Разгерметизация кабины Оренбургские авиалинии
Boeing-737 07.11.2011 Санкт-Петербург Неполадки в бортовых системах  
Boeing-747 11.11.2011 Москва Технические проблемы на борту Трансаэро
Boeing 757-200 11.11.2011 Якутск Технические неполадки с поддувом кабины пилотов Якутия
Airbus        
А-320 15.04.2011 Ульяновск   Авианова
A-320 19.07.2011 Екатеринбург   Уральские авиалинии
А-320 06.11.2011 Новосибирск Отказ аэронавигационной системы Уральские авиалинии
А320 16.11.2011 Лондон Неполадки в работе двигателя Аэрофлот
Другие иностранные лайнеры        
АТР-42 18.02.2011 Москва Отказ двигателя ЮТэйр
SRG-200 17.09.2011 Омск Перегрев левого двигателя ИрАэро
АТР-75 22.10.2011 Тюмень Отказ генератора  
SGJ 200 09.11.2011 Урая Не выпустились закрылки. Обледенение ЮТэйр
Советские и российские        
Антонов        
Ан-148 18.04.2011 Минеральные воды Посадка на строящуюся полосу  
Ан-2 28.04.2011 Краснодарский край    
Ан-24 31.05.2011 Южно-Сахалинск Посторонний шум в передней стойке шасси  
Ан-2 02.06.2011 Новосибирсквая область Перегрев двигателя РОСТО
Ан-24 14.06.2011 Красноярский край Помпаж правого двигателя КатэкАвиа
Ан-2 21.06.2011 Маган Падение давления воздуха в двигателе и масла в тормозной системе Полярные авиалинии
Ан-2 24.06.2011 Благовещенск Падение давления масла  
Ан-24 11.07.2011 Томская область   Ангара
Ан-24 08.08.2011 Благовещенск Выкат за пределы ВПП  
Ан-12 09.08.2011 Магадан Неисправности в двигателе  
Ан-24 27.10.2011 Мома Разгерметизации кабины из-за появления трещины на лобовом стекле Бурятские авиалинии
Туполев        
Ту-134 27.05.2011 Тюмень Отказ двигателя ЮТэйр
Ту-154 02.07.2011 Екатеринбург Отказ двигателя Уральские авиалинии
Ту-154 07.07.2011 Махачкала Отказ двигателя Авиалинии Дагестана
Ту-154 16.07.2011 Абакан Отказ двигателя  
Ту-154 29.07.2011 Томск Разрыв одного из шести колес левой стойки шасси Алроса
Яковлев        
Як-42 11.06.2011 Москва Заклинили колеса левой стойки шасси Тулпар-эйр
Як-42 07.11.2011 Саратов Течь в топливном баке  
Ильюшин        
Ил-76 30.09.2011 Челябинская область Отказ двигателя Военно-транспортный
Ил-76 14.11.2011 Моздок Неисправности в одном из двигателей Транспортный самолет МВД
| |

Источник: ИА REGNUM 
Поделиться