На Всероссийской конференции транспортников в Новосибирске 8 ноября премьер-министр России Владимир Путин сообщил, что российские власти с 2012 г. будут субсидировать процентные ставки при приобретении иностранной авиатехники в лизинг региональными компаниями. Многие средства массовой информации в этой связи напомнили заявление президента Медведева, который после катастрофы самолета Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту сказал, что безопасность людей важнее поддержки отечественного авиапрома, и распорядился подготовить программу масштабной закупки новых самолетов вне зависимости от страны их производства.
Для начала мы хотели бы разбить эту логическую связь: субсидирование процентных ставок по лизинговым платежам предполагается ввести для региональных лайнеров вместимостью до 50 мест. Сейчас на авиарынке России самолеты такого типа пользуются самым высоким спросом, а в России такие самолёты не производятся. То есть субсидирование закупки иностранных лайнеров будет введено не из соображений их повышенной безопасности, а из-за отсутствия российских аналогов, хотя и здесь есть задел — самолеты Ан-140, которые пытается производить самарский «Авиакор» и которые теоретически могли бы заменить устаревшие Ан-24, но они слишком дороги. Так, цена Ан-140 составляет более 20 млн. долларов: другой вопрос, почему он так дорого стоит, но самолет есть.
Однако важно другое: вне зависимости от причин, побудивших правительство России помогать региональным авиакомпаниям покупать самолеты для местных перевозок, а в перспективе и заменить отечественные самолеты на «Боинги» и «Аэрбасы», утверждение «иностранные самолеты безопаснее, чем российские» в общественном мнении имеет очень, к сожалению, большой вес. Как мы видим, даже президент нашей страны придерживается этой точки зрения.
Никому даже в голову не придёт спорить с тем, что безопасность пассажиров является приоритетом номер один. Но убедительных данных, говорящих о том, что безопасность самолетов напрямую зависит от их зарубежного происхождения, нигде не приводится. Мы попытались изучить этот вопрос и столкнулись с тем, что ни Росавиация, ни Ространснадзор, ни Минтранс — никто не публикует ясной статистики по авиапроишествиям в России.
В интернете нетрудно отыскать данные о серьёзных авиаинцидентах и авиакатастрофах, повлекших за собой человеческие жертвы. Так, например, в конце августа вице-премьер С. Иванов сообщил, что в 2011 году с гражданскими самолетами в России произошло 26 авиапроисшествий, в том числе 13 катастроф, в которых погиб 81 человек (это говорилось ещё до сентябрьской катастрофы, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив»). По сравнению с 2010 годом, количество катастроф возросло в два раза, а количество погибших в них — в четыре. Изучение списка этих происшествий нам недвусмысленно показывает: падают самолеты и вертолеты, выпущенные в СССР или современной России. Однако официальное расследование двух самых нашумевших катастроф этого года — Ту-134 в Петрозаводске и Як-42 в Ярославле — показало, что причиной обеих трагедий стало нарушение правил полетов, а совсем не технические проблемы на борту. Как преодолеть недисциплинированность и надежду на «авось» в авиации — это, пожалуй, самый важный вопрос, стоящий перед профильным министерством и контролирующими органами. Но то, что он не решается с помощью закупки иностранных самолётов, — это очевидно!
Тем временем, статистика, отражающая нефатальные авиапроисшествия, связанные с техническим состоянием эксплуатируемых в России самолетов, в настоящее время нигде не публикуется. Хотя эти данные дали бы нам веские основания для обсуждения зависимости безопасности самолетов от страны производства. В условиях этого информационного вакуума нам пришлось самостоятельно провести мониторинг сообщений информагентств об аварийных и вынужденных посадках самолётов. И, по данным этого исследования, оказалось, что аварийных посадок «Боингов» в России было больше, чем происшествий с самолетами КБ Антонова. Если считать инциденты с судами одного типа, то Боинги-737 аварийно приземлялись столько же раз, как и Ан-24.
Безусловно, в нашей статистике могут быть неточности и ошибки, она может учитывать только часть данных, но при отсутствии другой информации, наши подсчеты определенно отражают общую картину — советские и российские самолеты ничуть не более аварийны, чем зарубежные. А если это так, то противопоставление «поддержка российского авиастроения — или безопасность» — это, мягко говоря, ложный выбор. И руководствуясь этим ложным противопоставлением Россия может сначала отказаться от собственной авиационной промышленности, а затем окажется, что безопасность не только не повысилась, но даже упала. Ведь закупка новых самолетов подразумевает приобретение тренажеров и обучение пилотов на новом уровне, а с этим в наших авиакомпаниях и учебных центрах тоже есть большие проблемы.
Если мы всерьёз озабочены авиационной безопасностью, нужно избавиться от стереотипа «иностранное — значит лучшее». Давайте для начала опубликуем официальную статистику по техническому состоянию авиапарка, используемого в России, а также данные об авиапроисшествиях, связанных с техническими неисправностями. Затем необходимо разобраться: какие из этих происшествий были связаны с конструктивными особенностями лайнеров, а какие с некачественным обслуживанием. Только с опорой на такие данные можно будет ответственно выявлять связь между безопасностью и типами воздушных судов. До тех же пор любые утверждения — это всего лишь стереотипы.
Статистика авиационных происшествий в 2011 году (аварийные и вынужденные посадки самолетов)
* подготовлено на основе сообщений СМИ
Типы лайнеров | Дата | Место | Причина | Компания |
Иностранные | ||||
Boeing | ||||
Boeing-767-300 | 01.01.2011 | Ростов-на-Дону | Трансаэро | |
Boeing-757 | 09.02.2011 | Новосибирск | Не убралось шасси | |
Грузовой Boeing | 18.04.2011 | Екатеринбург | ||
Boeing 757-200 | 04.06.2011 | Красноярск | Неисправность в гидравлическом комплексе управления закрылками | Северный ветер |
Boing-737 | 06.06.2011 | Омск | Отказ системы кондиционирования | |
Boeing-737 | 09.06.2011 | Ростов-на-Дону | Несимметричная уборка закрылков | Донавиа |
Boeing-735 | 22.06.2011 | Ростов-на-Дону | Разгерметизация кабины | |
Boeing-767 | 29.07.2011 | Минск | Отказ подачи топлива в правый двигатель самолета | ГТК Россия |
Boeing-767 | 21.08.2011 | Южно-Сахалинск | Повреждение шасси | Трасаэро |
Boeing 737-200 | 04.09.2011 | Петропавловск-Камчатский | Некачественная сборка топливной системы | Сахалинские авиалинии |
Boeing-767 | 20.10.2011 | Симферополь | Отказ генератора | ГТК Россия |
Boeing-737 | 01.11.2011 | Екатеринбург | Разгерметизация кабины | Оренбургские авиалинии |
Boeing-737 | 07.11.2011 | Санкт-Петербург | Неполадки в бортовых системах | |
Boeing-747 | 11.11.2011 | Москва | Технические проблемы на борту | Трансаэро |
Boeing 757-200 | 11.11.2011 | Якутск | Технические неполадки с поддувом кабины пилотов | Якутия |
Airbus | ||||
А-320 | 15.04.2011 | Ульяновск | Авианова | |
A-320 | 19.07.2011 | Екатеринбург | Уральские авиалинии | |
А-320 | 06.11.2011 | Новосибирск | Отказ аэронавигационной системы | Уральские авиалинии |
А320 | 16.11.2011 | Лондон | Неполадки в работе двигателя | Аэрофлот |
Другие иностранные лайнеры | ||||
АТР-42 | 18.02.2011 | Москва | Отказ двигателя | ЮТэйр |
SRG-200 | 17.09.2011 | Омск | Перегрев левого двигателя | ИрАэро |
АТР-75 | 22.10.2011 | Тюмень | Отказ генератора | |
SGJ 200 | 09.11.2011 | Урая | Не выпустились закрылки. Обледенение | ЮТэйр |
Советские и российские | ||||
Антонов | ||||
Ан-148 | 18.04.2011 | Минеральные воды | Посадка на строящуюся полосу | |
Ан-2 | 28.04.2011 | Краснодарский край | ||
Ан-24 | 31.05.2011 | Южно-Сахалинск | Посторонний шум в передней стойке шасси | |
Ан-2 | 02.06.2011 | Новосибирсквая область | Перегрев двигателя | РОСТО |
Ан-24 | 14.06.2011 | Красноярский край | Помпаж правого двигателя | КатэкАвиа |
Ан-2 | 21.06.2011 | Маган | Падение давления воздуха в двигателе и масла в тормозной системе | Полярные авиалинии |
Ан-2 | 24.06.2011 | Благовещенск | Падение давления масла | |
Ан-24 | 11.07.2011 | Томская область | Ангара | |
Ан-24 | 08.08.2011 | Благовещенск | Выкат за пределы ВПП | |
Ан-12 | 09.08.2011 | Магадан | Неисправности в двигателе | |
Ан-24 | 27.10.2011 | Мома | Разгерметизации кабины из-за появления трещины на лобовом стекле | Бурятские авиалинии |
Туполев | ||||
Ту-134 | 27.05.2011 | Тюмень | Отказ двигателя | ЮТэйр |
Ту-154 | 02.07.2011 | Екатеринбург | Отказ двигателя | Уральские авиалинии |
Ту-154 | 07.07.2011 | Махачкала | Отказ двигателя | Авиалинии Дагестана |
Ту-154 | 16.07.2011 | Абакан | Отказ двигателя | |
Ту-154 | 29.07.2011 | Томск | Разрыв одного из шести колес левой стойки шасси | Алроса |
Яковлев | ||||
Як-42 | 11.06.2011 | Москва | Заклинили колеса левой стойки шасси | Тулпар-эйр |
Як-42 | 07.11.2011 | Саратов | Течь в топливном баке | |
Ильюшин | ||||
Ил-76 | 30.09.2011 | Челябинская область | Отказ двигателя | Военно-транспортный |
Ил-76 | 14.11.2011 | Моздок | Неисправности в одном из двигателей | Транспортный самолет МВД |