Источник: АиФ
Мы традиционно считаем любое спиртное вредным, но 20 лет назад началась ещё и история полезного пития. В 1991 году Серж Рено, французский учёный из университета Бордо, заявил в прямом эфире в США, что алкоголь может быть полезен: он способен защищать сосуды от атеросклероза, а сердце — от инфаркта. Тогда это назвали «французским парадоксом»: в этой стране обожают жирную и калорийную пищу и редко садятся за стол без бутылки.
Г-н Рено приписал защитное действие самому спирту — этанолу. Следуя его логике, можно дойти до «российского парадокса»: поскольку водка — это смесь чистого спирта с водой, она — самый полезный напиток! Но это, конечно, не так. Французскую теорию в 2000 году подправил датский учёный Мартен Грёнбек. Он доказал, что у любителей вина общая смертность и смертность от болезней сердца и рака гораздо ниже, чем среди тех, кто принимает такие же дозы алкоголя, но в составе крепких напитков и пива. Винопитие даже оказалось полезнее трезвого образа жизни (см. графики).
Держи дозу!
Показатели смертности у любителей «горькой» и горького пива очень похожи. Она существенно возрастает даже при умеренном потреблении, а вот у любителей вина она всегда ниже — даже чем у трезвенников. Чтобы прийти к таким выводам, учёные наблюдали за почти 25 тыс. человек.
Конечно, дело и в дозе. Датчане измеряли её «одним дринком» — это примерно 12 г чистого спирта. Столько алкоголя в баночке пива, 100-120 мл вина и 30-40 мл крепкого алкоголя.
Получается, что сильно пьющие — это те, кто принимает в день в среднем около 100 грамм — меньше, чем полторы бутылки водки в неделю. Для многих наших это не очень «сильно».
Отсюда второй очень важный принцип здорового пития: полезно лишь то, что умеренно.
Чистота — залог похмелья?
Понимаю, что даже после всего этого главный наш вопрос о том, что полезнее из крепкого. Вреднее однозначно водка. И это доказал уже российский учёный Владимир Нужный. Под его руководством был проведён эксперимент по сравнению влияния на организм водки, коньяка и виски. Оказалось, что по способности вызывать опьянение, похмелье и смертельное алкогольное отравление они мало чем отличаются друг от друга. А вот по способности вызывать развитие алкоголизма водке нет равных. Причина, как это ни парадоксально, в её особой чистоте. Статистика подтверждает, что алкоголизм реже встречается в странах, где пьют напитки, сделанные обычной перегонкой, — это коньяк, виски, бренди (виноградные, плодовые и ягодные) , а также виноградные дистилляты типа граппы, чачи и т. д. (мы их презрительно называем самогоном). Там, где, как у нас, используют чистый химический спирт-ректификат, алкоголизм бывает чаще.
Польза алкоголя не в спирте, а в природных веществах, образующихся при брожении вина и остающихся даже после перегонки дистиллятов. В 70-80-х годах прошлого века эту теорию разработал ныне покойный академик Израиль Брехман. «Представления о том, что, чем чище алкоголь, тем он менее токсичен, — миф, — утверждает Владимир Нужный. — Из всех напитков наименее опасно натуральное виноградное вино. В своё время мы провели эксперимент, идея которого принадлежала Брехману: ввели в водку экстракт гребней винограда, содержащий все полезные компоненты вина, и проверили на добровольцах токсические эффекты этой смеси и водки. Участники эксперимента не знали, что пьют. Оказалось, что после водки с экстрактом похмелье было намного легче, чем после чистой водки. К тому же экстракт ослаблял токсические эффекты для сердца и сосудов».
Автор: Александр МельниковИсточник: АиФ