
Сегодня взносы за работающих граждан в фонд ОМС платят работодатели из фонда зарплаты, а за неработающих — региональные власти из своих бюджетов по дифференцированной сетке. Но регионы делают это несвоевременно и не в полном объеме, потому что взносы для многих из них непосильны. Чтобы залатать эту дыру, Минздрав не придумал ничего лучше, как перевести регионы к 2015 году на единый тариф взносов за неработающее население.
«Мы обязаны достроить систему ОМС в течение 2011-2012 годов. Когда я говорю „достроить“, я имею в виду установить, как мы и запланировали уже сейчас, начиная с 2015 года, единый на федеральном уровне тариф платежей за неработающее население», — сообщила журналистам министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. По ее словам, с 2008 года регионы обязаны фиксировать в специальном нормативном акте размер платежа. «Он очень серьезно дифференцирован на сегодняшний день по регионам РФ. Но, учитывая, что основной принцип в системе ОМС — это все-таки страхование, мы предлагаем поэтапно выйти на единый по РФ платеж за неработающее население, который будет устанавливаться федеральным законом», — сообщила г-жа Голикова.
Для этого в ближайшее время придется принять новый закон. Идея его такова. «Пока, в 2011 году, регионы будут платить за неработающее население не ниже уровня 2010 года. В 2011-2014 годах они должны будут к этому размеру прибавлять по 25%, нацеливая систему на повышение уровня ее финансовой обеспеченности», — уточнила министр. Она напомнила, что дети и пенсионеры гораздо чаще обращаются к врачам, чем работающее население, и стоимость медпомощи для них, конечно, выше.
При этом нужно обратить внимание, что в финансово-экономическом обосновании к проекту закона об ОМС обозначена стоимость программы в 2011 году — 840,6 млрд. руб. Много это или мало? Исходя из того что эта сумма позволит обеспечить каждого застрахованного россиянина медуслугами на 4060 руб. (сюда входит тариф на услуги, зарплата врачей, медикаменты и перевязочные средства, мягкий инвентарь, мединструменты, реактивы и химикаты, стоимость лабораторных исследований и даже питание больных и коммунальные платежи медучреждений) , становится понятно — нас водят за нос. И авторы документа не скрывают, что такой «расклад» даст системе в будущем году дефицит в 90,3 млрд. руб. Вопрос: как можно повышать тариф и унифицировать его по регионам нашей неоднородной страны при том, что уже сегодня регионам попросту нечем платить? И где они возьмут деньги к концу «пятилетки»?
«Эта система просто лопнет к 2015 году! — заявила „НИ“ Оксана Дмитриева, член комитета Госдумы по бюджету и налогам, экс-министр труда и социального развития РФ. — И концепция нового закона об ОМС порочна, ибо ведет к банкротству и медучреждений, и страховых компаний. Он не дает наполняемости фонда деньгами. Для нормального функционирования медицины должно быть превышение финансирования, а не дефицит». Г-жа Дмитриева уверена: чтобы нормально финансировать медуслуги ОМС, в систему нужно направлять не 3% ВВП, как сейчас в России, а минимум 5%. «Весь вопрос в том, сколько мы готовы потратить, — говорит она. — Если столько, сколько Франция, чья медсистема сейчас нам наиболее близка, то это 6-7% ВВП. А при 3-5% самой эффективной будет старая советская система бюджетирования. И здесь нет ничего страшного. В Великобритании она была реализована».
Правда, и там люди не очень довольны ее эффективностью. По результатам весеннего интернет-опроса компании Ipsos, проведенного в странах с государственной программой здравоохранения, только 55% граждан Великобритании высказали уверенность в возможности получить необходимую медицинскую помощь. Для сравнения: таких же счастливых россиян оказалось менее 30%. Наивысший уровень доверия к медицине наблюдается в Швеции, Канаде и США. Так, 75% шведов и 70% канадцев считают, что им легко получить квалифицированную помощь врача в случае заболевания. С ними согласились лишь 51% американцев, при том что США тратят на систему здравоохранения больше, чем любое другое государство — 16% от бюджета.
С тем, что в России расходы на медицину ничтожно малы, а наполняемость системы ОМС непродуманна и непросчитана экономистами, согласен еще один депутат — Олег Шеин, заместитель председателя комитета по труду и социальной политике. «Мы — одна из немногих стран, где бюджетные деньги прогоняются через частные фонды. Это безобразие, — заявил он „НИ“. — Их и так недостаточно, а при прохождении подобных фильтров в пенсионной или медсфере их становится еще меньше. Кроме того, медицина скоро станет банкротом, потому что в стране очень низкий уровень зарплат. Такие поступления не могут обеспечить ни пенсионеров, ни больных. И не нужно прикрываться новыми бесполезными „формулами“, при том что авторам проектов абсолютно неведомо, откуда брать деньги плательщикам на все растущие социальные взносы».
Автор: Анжела Дружинина
Источник: newizv