Объем магазинных краж в России бьет рекорды

0 742
Объем воровства в российских магазинах в прошлом и нынешнем годах вырос в три раза по сравнению со средними значениями предыдущих лет. По данным аналитиков, в супермаркетах ежегодно воруют на 90 миллиардов рублей. Потери розничных торговых сетей от краж за последние два года выросли на 2 миллиарда долларов. При этом больше всего воруют в магазинах больших городов. Но несмотря на это, администрации сетей отказываются вводить жесткие меры против воришек, потому что убытки успешно покрываются за счет честных покупателей. Об этом пишет газета «Известия».

По данным МВД России, в 2009 году в милицию было доставлено 240 тысяч магазинных воров. По мнению экспертов аналитического центра Юрия Левады, это только четверть всех пойманных, в России таких воришек почти миллион. До суда же дошло только 3 тысячи дел.

Охранники гипермаркетов рассказывают удивительные истории о том, на какие ухищрения идут воры, чтобы вынести товар из магазина. «Одна дама сунула за пояс живого осетра. Когда она проходила через кассу, рыбина начала биться под курткой. Так мы даму и поймали», — приводит издание рассказ охранника гипермаркета «Ашан» в подмосковных Мытищах.

«Другая женщина засыпала себе в колготки 8 килограммов конфет. На мониторах смотрели это как кино — оттягивает юбку и засыпает порциями», — добавил охранник, отметив, что сейчас «тащат все подряд — конфеты, колбасу, йогурт, телефоны, ноутбуки. Даже пароварки».

«Среди молодежи популярно менять штрихкоды. К примеру, студент берет батон колбасы за 500 рублей. Отдирает от него штрихкод и вместо него прилепляет штрихкод от паштета. В результате дорогая колбаса выбивается на кассе по цене 36 рублей», — рассказала администратор зала московского супермаркета «Пятерочка». По ее словам, женщины поступают еще хитрее. Они, к примеру, вытряхивают из упаковки дешевую карамель и заполняют ее дорогой «Рафаэллой».

По словам охранников, среди пенсионеров популярно дополнять продуктами уже завешанные пакеты. Сейчас кассиров обязывают перевешивать рассыпную продукцию, чего раньше не было.

Если кассир заметит подмену, что бывает крайне редко, он лишь говорит покупателю, что вес не соответствует цене, и откладывает товар в сторону. Охранника в этом случае не вызывают. Его зовут тогда, когда покупатель начинает скандалить по поводу отобранного у него товара, отмечает издание. А в комнату для осмотра посетителя магазина приглашают только в том случае, если наблюдатель точно увидел, что покупатель спрятал у себя под одеждой товар, уверяют администраторы торговых сетей.

Резкий рост краж со стеллажей супермаркетов был отмечен в прошлом году не только в России, но и во всем мире. Эксперты связывают это с экономическим кризисом. По данным британского Центра исследований розничной торговли (CRR) , в России в 2009 году количество потерь от магазинных краж составило более 90 млрд. рублей — раньше данный показатель не превышал 30 млрд. рублей. За девять месяцев этого года общий объем потерь от воровства уже составил 84 млрд. рублей, что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Изменились и пристрастия несунов. Если раньше крали в основном дорогую колбасу, красную икру и элитный алкоголь, то сейчас берут все подряд. Встретить среди воришек можно кого угодно: студентов, старушек, женщин с видом бизнес-леди, военнослужащих.

Обеспокоенные хозяева розничных сетей принялись закупать дополнительное охранное оборудование, но это не помогло. Несуны срезают электронные метки и откусывают пластмассовые клипсы на одежде кусачками прямо в примерочной. Теперь около примерочной стоит охранник, который проверяет, сколько вещей покупатель вносит, а сколько выносит. Но воришки надевают на себя новую вещь, а свою старую выносят и вешают в зале, рассказывает администратор гипермаркета Metro.

По словам охранников, если покупателя уличают в воровстве, то первым делом ему предлагают оплатить товар. Милицию вызывают только в том случае, если следует отказ. Но это бывает крайне редко, большинство предпочитают заплатить.

Наказание магазинному вору предусматривается по ч. 1 ст. 158 УК РФ ( «Кража»). Минимальная санкция — штраф до 80 тыс. рублей, максимальная — 2 года колонии. Однако на практике все выглядит несколько сложнее. Для возбуждения уголовного дела одного вызова милиции и составления протокола недостаточно. Чтобы дело имело перспективу, магазин должен написать заявление и выделить представителя на время следствия и суда. Кроме того, уголовное дело не возбуждается, если кража в магазине не превышает 1000 рублей. Если меньше — предусматривается административная ответственность, напомнили в правоохранительных органах.

Некоторые эксперты видят именно в этом причину роста количества магазинных краж в России. «В 2008 году вступили в действия поправки в ст. 3.5 и 7.27 КоАП РФ, согласно которым мелким хищением стало считаться имущество стоимостью до 1000 рублей, тогда как до этого считалось до 100 рублей. За мелкое хищение виновное лицо привлекается к административной, а не к уголовной ответственности. Это — штраф в размере пятикратной стоимости украденного имущества», — уточнила адвокат юридической компании «КОНСУЛЪ» Людмила Королева.

К тому же магазины очень неохотно пишут заявления о кражах и еще неохотнее выделяют представителя. Дело это хлопотное, легче и дешевле проигнорировать факт воровства. Из-за пассивности магазинов больше половины дел разваливаются на первых же стадиях, пишут «Известия».

Убытки от воровства, а также расходы на усиление мер безопасности ложатся на плечи честных покупателей. Только в 2010 году в связи с кражами в магазинах владельцы российских розничных сетей увеличили расходы на безопасность на 30-40%, сообщил ведущий эксперт отдела экономики Всероссийского научно-исследовательского института потребительского рынка и маркетинга Дмитрий Абзалов. Только в Москве владельцы торговых сетей потратили на безопасность более 40 миллиардов рублей. По словам эксперта, все эти расходы были заложены в расходную часть товара, в связи с чем розничные цены в магазинах выросли.

В крупных торговых сетях за счет расходов на безопасность они выросли примерно на 5%, в мелких сетях — на 8%. При этом потери от воровства в продовольственной сфере владельцы сетей традиционно покрывают за счет покупателей. А на рынке электроники — за счет продавцов. В связи с этим цены на продукты питания растут быстрее, чем, к примеру, на мобильные телефоны, объяснил собеседник газеты.

Автор: Ольга Панфилова
Источник:
nr2

Поделиться