Как социальные медиа меняют мир

0

«Как социальные медиа меняют мир» — именно так назывался круглый стол, который прошёл второго марта в Москве. На нём российские журналисты, а так же журналисты из The New York Times обсуждали, как цифровые медиа влияют на современный мир, политику, а также как тесно они связаны с бизнесом.

2 марта, в центре Digital October, что на Берсеневской набережной, прошёл круглый стол, посвящённый социальным медиа. В нём принимали участие как российские журналисты: Юрий Сапрыкин – шеф-редактор «Афиша-Рамблер», Максим Кашулинский – главный редактор Slon.ru, Михаил Идов – главный редактор российской версии журнала GQ, Сергей Кузнецов – писатель, журналист, предприниматель, глава компании SKCG; так и их американские коллеги. Были заявлены Дэвид Карр – колумнист New York Times и Тим Аранго – репортер The Fortune и The New York Post. Но Тим Аранго не смог подъехать.

Приезд в Россию американских журналистов связан, в том числе с показом фильма «Первая полоса: Внутри The New York Times», где также поднимаются вопросы современной журналистики и влияния на неё социальных медиа. К слову, этот фильм ещё можно посмотреть 3 и 4 марта. Именно упоминание о фильме положило начало обсуждению: «Начало фильма, тысячи свежих напечатанных газет конвейерной лентой уезжают вдаль, я впервые с удивлением подумал, зачем печатать новости на бумаге в газете, если их можно читать в смартфоне… Зачем тратить столько бумаги?».

Парадокс доверия

С распространением Интернета официальная журналистика восприняла его как врага. Новости уже не расходятся по официальным каналам. Они цитируются во френдленты. Но теперь всё изменилось, сеть перестала быть врагом. «Теперь мы даже бумажные варианты статей делаем такими, чтобы потом легче их было верстать для электронной версии». Каждые четыре секунды в Twitter’е появляется новый заголовок The New York Times.

Изменилась и работа журналиста. Дэвид Карр рассказал, что раньше он мог написать статью и спокойно идти домой, отдыхать до следующего рабочего дня. Теперь же у него нет ни одной свободной минуты. В редакции новые материалы, приходит дополнительная информация, фотографии, дома отвечаешь на комментарии, пишешь в блоги, журналистика стала круглосуточной.

Обсуждался «Парадокс доверия». С одной стороны читаешь газету, где всё несколько раз проверено и информация достоверна, а с другой очень просто веришь совершенно посторонней информации в сети. «Не вижу здесь никакого парадокса» — мнения разделились, — «Ты своему другу, который написал тебе в Facebook, будешь доверять сильнее, чем неизвестному автору из газеты. Даже если твой друг эту информацию из сети сам не знает, откуда взял».

Информация – это бизнес

В процессе обсуждения неожиданно всплыла взаимопроникающая связь журналистики и бизнеса. Сергей Кузнецов, рассказывая, что изменилось в его журналистской деятельности за последние десять лет, рассказал, что десять лет назад он решил больше не быть журналистом. Он понял, что с приходом интернета, с появлением блогов, можно писать туда и тебя прочтут. Работать журналистом не обязательно, чтобы тебя услышали и прочли. «А потом оказалось, что я всё ещё журналист» признался Сергей. Потому что различные компании становятся владельцами тех или иных источников информации. Информация – это бизнес. Дэвид Карр добавил, что хоть у него уже 350000 подписчиков в Twitter’е, но это не его подписчики. По сути это подписчики СМИ, на которое он работает. Для которого он пишет.

Манипуляция различными информационными потоками проходит теперь даже не в виде традиционных статей и заметок, а обучающего видео. Видео, которое рассказывает историю, казалось бы, ничего не рекламируя и не навязывая. СМИ становятся брендами, которым доверяют до определённой степени. И речь даже не о зарабатывании денег, а о контроле над информацией. Контроле, который сейчас осуществляется именитыми корпорациями.

Пресса двойных стандартов

Благодаря интернету, в особенности социальным сетям, всё размывается. Теперь журналистика становится двойной. Официальные статьи о спорте, плюс топ в Twitter’е, официальные статьи о политике, плюс топ в Twitter’е. И тут возникает проблема. Что делать определённому СМИ, бренду, чтобы не утонуть в твитах, статусах и цитатах? Возникла мысль: чтобы не потеряться в потоке информации, нужно сохранять интонацию. Это не статус, не картинка. Определённую интонацию определённого СМИ, которая чувствуется во всех его материалах. Которая за ним стоит.

Говорили о наполненности ленты. Если публиковать пять новостей в день, Facebook большую часть отсеет и френды увидят только одну-две новости. Так не лучше ли публиковать как можно больше новостей, чтобы больше их было в итоге в ленте Facebook’а. На что, коротко и лаконично ответили: на Facebook’е свет клином не сошёлся. Тем более самые разные материалы «выстреливают». Бывает, над чем-то долго работаешь, а на это всем плевать, другое сделаешь спустя рукава, оно обретёт неслыханную популярность. А по поводу Facebook’а Дэвид Карр поинтересовался: «Вы не беспокоитесь о том, что публикуя в Facebook свои новости, статьи, материалы, вы тем самым даёте и информацию и деньги американской компании?». О чём тоже следует подумать.

Лайк!

В конце были вопросы из зала. У журналистов спрашивали, какие есть угрозы свободе интернета, как заработать на студенческом журнале о кино, теряется ли аналитика из-за коротких твитов, статусов, лайков и каково может быть будущее электронного образования.

Медиа персоны и зарубежные журналисты отвечали на все вопросы. Образование может быть разным, главное в таком деле – опыт работы, аналитика – понятие многогранное, нужно просто знать что нужно: кратко, или долго и рассудительно. Угроза свободе интернета сильно преувеличена, но это не значит, что нужно о ней молчать, а на журнале о кино заработать не сложно. Нужно просто выпускать хороший продукт. Получится – будут деньги. Нет – будет опыт.

Модератор дискуссии ушёл чуть раньше, поэтому вместо общего вывода круглого стола «каждый из вас придёт и сделает свои выводы в Twitter’е, Facebook’е или ЖЖ». А кто-то , прочтёт и поставит лайк.

Игорь Ставцев специально для Финанс Таймс

Источник: Liveinternet

Поделиться

Комментарии