Мышление: российская школа психологии против Запада

0

Задумывались ли вы о том, как психологи получали данные о развитии человеческого интеллекта? Онтогенез (развитие) мышления, как и других высших психических функций – это фундаментальный вопрос человеческого развития. И единственно верный вариант его изучения – дети. А понимание того, как организовано человеческое мышление, прекрасный способ осуществить целенаправленное обучение.

Но как конкретно это сделать? Изучением этого вопроса занимались, как зарубежные, так и советские учёные-психологи.

Жан Пиаже – французский психолог, один из первых сформулировал теорию когнитивного развития ребёнка. Назвал её операциональной, потому что согласно его центральной мысли, мышление ребёнка развивается стадиями, по мере формирования и совершения логических операций. По его мнению

лишь в 11-15 лет ребёнок начинает мыслить интеллектуально: абстрактно, гипотетико-дедуктивно, то есть логически.

Эта стадия, последняя в его теории, называется стадией формальных операций. Операции – базовые действия разума, которые и составляют суть мышления. На предыдущих стадиях ребёнка от его интеллектуального становления отграничивает эгоцентризм. В такой позиции он попросту неспособен встать на чужую точку зрения, а его мысль кажется ему единственно верной. Но и на неё саму ребёнок ещё не может посмотреть со стороны: он НЕ рассматривает её как одну из возможных (ведь его сознание как будто ограничено «шорами»), а значит не может мыслить абстрактно. Позже Пиаже описал это явление более точно термином «центрация».

Как внешнее проявление эгоцентризма, для ребёнка 2-7 лет характерен феномен эгоцентрической речи. Наблюдая за детьми, Пиаже установил, что в процессе игры их речь может носить либо функцию непосредственного общения и достижения общей цели (социализированная речь), либо звучать как разговор с самим с собой, но, будучи произносимой в игре, несущей некий социальный смысл (собственно эгоцентрическая речь).
Принципы теории Пиаже были сформулированы методом простого клинического наблюдения. Однако без взгляда в сущность предмета невозможно получить реальные выводы.

Советская же психологическая школа всегда славилась своим истинно академическим и глубинным подходом, а также инновациями. Именно поэтому между Пиаже и великим советским психологом Львом Семёновичем Выготским зародилась 40-летняя дистанционная дискуссия.

Вначале Выготский на теоретическом уровне, проанализировав выводы Пиаже, обнаружил в них несоответствия. Позже, с помощью своих соратников, уже имея глубокие, причинно-следственные понимания, он смог доказать свою позицию экспериментально. Именно так и должно строиться поистине научное понимание.

По мнению Пиаже, эгоцентризм ребёнка и его мышления является центральным фактом в развитии, а социализация (обучение, как целенаправленное развитие) лишь накладывается на природное данное и не может его «опередить».

Именно с этим фактом Выготский был не согласен в корне. Он полагал, что

обучение идёт впереди развития, и ведёт его за собой. 

Сейчас, на этой позиции успешно строится вся советская психология и эффективное обучение.

Изучая поведения детей, Лев Семёнович отметил, что при столкновении с трудностью на пути решения какой-либо задачи коэффициент эгоцентрической речи у детей повышался. А значит, такая речь есть попытка осмыслить происходящее, наметить план действия. Поэтому она несёт в себе практические цели, а вовсе не является переходным моментом, которому в процессе развития, как считал Пиаже, следует «отмирать».
Напротив: эгоцентрическая речь играет роль средства мышления; сначала внешнего, а затем переходящего во внутреннюю речь. Получается, что казавшаяся «лишней» эгоцентрическая речь на самом деле изначально социальна и является средством, даруемым социумом.

Опосредованность мышления – то, что позволяет «управлять им». Этот факт даёт нам орудия, с помощью которых мы можем целенаправленно что-то сформировать, и даже сделать это быстрее, чем это «задумано природой», без ущерба качеству.

Людмила Филипповна Обухова, используя достижения своего учителя П.Я.Гальперина, производила исследования, в которых пыталась целенаправлено формировать фрагменты операций из теории Пиаже.

Гальперин создал теорию, в которой эксперимент по сути своей формирующий, а не просто констатирующий «срезы» уже сформированного. Используя понимание о «костылях» развития, заданных извне, он и пришёл к этой мысли.

Что делала Обухова? Опираясь на «метод планомерного формирования умственных действий и понятий», она попробовала сформировать у детей 5-6 лет параметры интеллекта, характерные для более высокой стадии его развития. В этом возрасте операции находятся только в зачатке своего формирования: они конкретны, то есть отдельны для каждого параметра действия или мыслительной операции, как длина, вес, объём и пр.

Исследователь ставила целью сформировать понятие  инвариантности (феномен «сохранения») и операцию классификации.
Инвариантность – понимание, что предмет остаётся тем же по количеству или величине, при изменении только лишь его формы.

Анализируя подобные эксперименты в других школах, она установила, что

ребёнок судит по предмету лишь по отдельным, доминирующим внешне признакам. А значит, когда меняется один из них, по мнению ребёнка, меняется предмет в целом.

Это происходит потому, что у ребёнка нет средств сравнения и понимания, изменился ли предмет или нет?  В экспериментах таким средством стала «мера» и метки, которые ребёнку предлагали извне.

К примеру, меняется ли количество гороха, если насыпать одинаковое его количество сначала в одинаковые стаканы, а затем это же количество пересыпать в разные стаканы? Взрослый человек понимает, что количество остаётся тем же, ведь мы изначально насыпали одинаковое количество гороха. Мерой выступил стакан, которым мы изначально отмеряли количество. Для ребёнка это не так. Его восприятие ещё доминирует над разумом, и, видя, что количество выглядит неодинаковым, даже несмотря на изначальное установление равенства, он констатирует, что количество стало разным.

Так, в своих экспериментах Обухова обучала детей пользоваться метками. В результате дети продемонстрировали понятие сохранения, которое, согласно Пиаже, в этом возрасте отсутствует. Мера и явилась тем средством, которое мы можем дать ребёнку, и тем самым безболезненно и качественно ускорить формирование его интеллекта.

И это – лишь одно из достижений советской психологической школы в вопросах развития и обучения.

Автор: Ирина Коробченко, дипломированный психолог, эксперт телевидения и радио

Поделиться

Комментарии