По его словам, Россия срочно должна приступить к строительству атомных ледоколов нового поколения.
Новая модель под кодовым названием Проект 22220 уже разработана в петербургском конструкторском бюро «Айсберг», однако пока не ясно, на каком заводе можно построить такой корабль.
Министр транспорта России Игорь Левитин сообщил собравшимся на форуме ученым и политикам из стран арктического региона, что на строительство новых атомоходов Россия потратит в течение трех лет 20 млрд рублей (639 млн долларов).
Однако эта сумма кажется специалистам слишком маленькой для такого большого проекта.
Устаревшие ледоколы
Все российские ледоколы находятся в ведении государственного «Атомфлота» и базируются в Мурманске.
Сейчас через льды Севера пробивают судоходные пути шесть действующих атомных ледоколов.
Четыре из них — класса «Арктика»: «50 лет победы», «Ямал», «Советский Союз», «Россия». Еще два судна относятся к классу «Таймыр», включая головной корабль проекта и его брата близнеца «Вайгач» (последние два корабля были построены в Финляндии, но с советскими энергетическими установками).
Кроме того, в разное время были выведены из состава флота три корабля — «Сибирь», «Арктика» и «Ленин», причем ни один из них не был разобран.
Как рассказал bbc.com источник, имеющий отношение к атомному флоту, атомные ледоколы класса «Арктика» действительно доживают свой век, и к 2016 году большинство из них прекратит работу.
Он, правда, добавил, что для ледокола «50 лет победы» скорее всего срок будет продлен, поскольку он был сдан только в 2007 году.
Однако, по словам эксперта, новый корабль необходим еще и потому, что он призван собой заменить оба класса — и тяжелую «Арктику», и «Таймыр» класса река-море.
Верфи на грани банкротства
В начале июля министерство транспорта России заявляло, что новые ледоколы будут заказаны на российских предприятиях. Всего министерство планировало заказать три атомных и три дизель-электрических ледокола.
Главный конструктор нового атомного ледокола Владимир Воробьев рассказал Би-би-си, что ледокол проекта 22220 можно строить «на любых предприятиях, где есть достаточный стапель или док, который позволяет разместить этот заказ».
Как заявил 19 сентября заместитель министра транспорта Виктор Олерский, есть два варианта размещения заказа — Объединенная судостроительная корпорация (и ее «Адмиралтейские верфи») , или Объединенная промышленная корпорация ( «Балтийский завод»).
Между тем в и в том, и в другом случае у специалистов есть немало сомнений.
Первым и последним атомным ледоколом, построенным на «Адмиралтейских верфях», был «Ленин», спущенный со стапелей в конце 1950-х годов. Все корабли класса «Арктика» были построены на Балтийском заводе в Петербурге.
По мнению специалистов, в этом случае пришлось бы все равно корабль достраивать в Финляндии.
По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, строить атомный ледокол на любом другом предприятии просто невозможно.
«Это же не просто коробку построить, это очень серьезные меры ядерной безопасности. Это отдельные специалисты, которые за этим следят. Тут даже „Адмиралтейские верфи“ и рассматривать не стоит», — сказал он, добавив, что «Балтийский завод» в настоящее время и оснащен лучше, чем его конкурент.
Есть еще одно обстоятельство — тяжелое финансовое состояние «Балтийского завода», который, по мнению специалистов, находится в предбанкротном состоянии в залоге у Центробанка до конца 2011 года.
Наконец, 20 млрд рублей, которые в течении трех лет пообещал выделить на этот проект Игорь Левитин, не хватит на такой масштабный проект, считает специалист атомного флота, рассказавший Би-би-си о ситуации в отрасли.
«Что такое 20 млрд рублей? Это копейки для такого проекта. Это только начать», — сказал он.
Северный морской путь
Атомный ледокольный флот нужен России для осуществления судоходства по Северному морскому пути.
Сейчас в нем более всего заинтересованы российские компании, которые занимаются добычей энергоносителей в приарктических областях России.
В случае, если Северный морской путь будет обустроен и начнет функционировать, для судов, перевозящих грузы по этому маршруту из Европы на Дальний Восток, путь по сравнению с проходом через Суэцкий канал сокращается на несколько тысяч километров.
Главным препятствием для его освоения является лед, с которым и будут призваны бороться новые российские ледоколы.
Пока решение о том, где их будут строить, еще не принято, но российские власти, как заявил министр транспорта Игорь Левитин, уже согласовывают расценки на ледовую и лоцманскую проводку судов по Арктике.
Источник: newsstreet.ru