Именно тогда замрет работа на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ). Причина — плановый ремонт, однако автомобилистам от этого не легче. Грядущий кризис также связывается с тем, что на рынке не хватает низкокачественного бензина — того самого, что относится к категории Евро-2 и которому решили продлить жизнь. Продлить продлили, но на биржевых площадках его по-прежнему мало. А именно биржа — единственное место, где независимые операторы могут купить автомобильное топливо.
Ситуацией немедленно воспользовались нефтяные гиганты, которые принялись за передел рынка, в буквальном смысле уничтожая мелких игроков. «Нефтяные компании продают нефтепродукты на 7 тыс. руб. выше, чем собственным „сбытам“. На розничном рынке такая ситуация приводит к разорению независимых АЗС», — пояснил газете «РБК-Daily» глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Схема крайне проста: цены на топливо растут, «частники» становятся банкротами, после чего принадлежащие им заправки покупает один из отраслевых монстров, например, «Газпром» или «Роснефть». «Нефтяные компании стараются покупать, как правило, 10-20 АЗС, расположенных в достаточно прибыльных местах. Аналогичная ситуация наблюдается в Москве и Московской области. Однако здесь смена владельца десятка заправок не такое заметное событие как, например, для Новосибирской области», — такого мнения придерживается директор по развитию и маркетингу ИАЦ «Кортес» Павел Строков.
На этом фоне положение рядовых автомобилистов остается совершенно безрадостным: крупные игроки не намерены снижать цены, а для их очередного повышения всегда найдется сразу несколько причин. В свою очередь, независимые операторы вынуждены приобретать бензин по завышенной стоимости, и как итог: топливо на таких АЗС обходится еще дороже, чем на заправках крупных компаний.
Напомним, что на прошлой неделе с некоторых АЗС Калининградской области полностью исчез бензин марки Аи-92, а также начались перебои с Аи-95. Свободно на заправках можно купить только дизельное топливо и евробензин по цене 38 рублей за литр. «Вчера весь город объездил, километров 40 наездил — ни 92-го, ни 95-го. Он только сегодня появился», — рассказал съемочной группе телепрограммы «Вести» калининградец Сергей Прохоров.
В целом, ситуация по стране не дает поводов для оптимизма: по данным Росстата, в середине сентября рост цен на топливо был зафиксирован в 43 регионах РФ. О дефиците топлива заговорили не только в Калининграде, но и в Нижнем Новгороде, где многократно отмечалось отсутствие на АЗС самых ходовых марок бензина Аи-92 и Аи-95.
Александр Кузьмин
Источник: autonews.ru