Россиян заставят покупать дорогие машины

0 416

Государство сворачивает программы льготного автокредитования и утилизации старых автомобилей. На этом фоне эксперты предрекают российскому авторынку период стагнации. Вообще-то, это нормальное явление после искусственного раздувания спроса. Однако велико искушение вновь заняться стимулированием роста продаж — в том числе, административными методами.

Накануне кризиса 2008-2009 гг. каждый второй новый автомобиль в стране покупался в кредит, и рынок новых автомобилей распух до невиданных объемов. Затем заемные средства подорожали, и автокредитование резко сократилось (более чем на 50%) , а вместе с ним и продажи автомобилей. Тогда в целях стимулирования автомобильной промышленности была запущена программа льготного автокредитования. Государство брало на себя выплату части процентов по кредитам, выдаваемым банками на покупку недорогих (до 600 тыс. руб.) авто, собранных в России. К тому же при покупке такого автомобиля можно было получить чек на 50 тыс. руб. за сданный в утиль «автохлам» старше 10 лет (программа утилизации). В итоге автокредитование почти достигло докризисных показателей, рынок скакнул, граждане, планировавшие купить нового «железного коня», сделали это досрочно.

Однако так не могло продолжаться вечно. И вот, на прошлой неделе заместитель руководителя департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ Алексей Жидяев на конференции, посвященной автомобильному рынку, сообщил, что программа льготного автокредитования не будет продлена на следующий год. Уже фактически свернута и программа утилизации (сертификаты на вожделенные 50 тысяч не выдают с лета). Все это потому, что автомобили и так уже хорошо продаются, и перспективы у рынка просто блестящие. По прогнозам Минпромторга, российский авторынок станет крупнейшим в Европе в 2014 году. Еще более оптимистично высказался недавно президент Ford Motors Company Алан Мулалли: «через два года Россия будет крупнейшим рынком в Европе». Понятное дело, что стимулировать лидера не требуется — можно сэкономить бюджетные средства.

Но вот беда: многие отраслевые эксперты не видят предпосылок для роста на авторынке. Основная часть населения (за пределами крупных городов) остается верна стареньким «четверкам» — «девяткам» (а то и вовсе «копейкам») и не может позволить себе покупку более дорогих авто. Рост продаж во многом держался именно на государственных программах стимулирования. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что бурный рост продаж новых автомобилей в этом году происходил на фоне сокращения реальных доходов населения. Так, за первое полугодие 2011 г. в России было продано в полтора раза больше легковых и коммерческих автомобилей, чем за аналогичный период 2010 г., а реальные доходы россиян в это же время сократились на 1,4%.

Поэтому, как только государство стало сворачивать стимулирующие программы, рынок тут же начал тормозить. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых машин в сентябре выросли всего на 26%, тогда как в августе (несмотря на «отпускное» затишье) рост составил 32%, а в первом полугодии — целых 56%. При этом рост продаж у лидера отечественного автопрома — «АвтоВАЗа» вообще остановился.

Андрей МИЛОВЗОРОВ

Источник: «YTPO.ru»

Фото YTPO.ru

Поделиться

Комментарии

Отменить