В пятницу первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что кризис продлится не менее трех лет, из которых 2009 год будет самым тяжелым. Он выразил опасения, что "мы можем выйти из него со старой структурой экономики". Эксперты по просьбе "РБГ" прокомментировали эти слова. Многие из них предсказывают, что весной Россию накроет вторая волна кризиса, еще более жесткая.
По мнению старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Михаила Субботина, проблема не исчерпывается переходом от финансового кризиса к экономическому, есть другая сторона - трансформация экономического кризиса вновь к финансовому, банковскому кризису, но уровнем выше.
С начала осени бизнес только тем и занимался, что избавлялся от всего лишнего, утверждает управляющий партнер УК "Независимые директора" Андрей Северилов. В массовом порядке сокращался персонал, не имеющий прямого отношения к генерации прибыли, ужимались расходы на услуги. Но в декабре - январе компании сменили тактику: стало очевидным желание накопить "жировую прослойку" на случай проблем в 2009 году. Даже выплаты бонусов и тринадцатых зарплат по итогам 2008 года были отменены. Но особенно болезненно снижение доли инвестпрограмм, прежде всего - крупнейших компаний. Это начало их мучительного умирания, констатирует Северилов. Бизнес, вероятно, осуществит второй этап сокращения расходов, опять же в первую голову за счет персонала. Но что дальше? Снижение покупательного спроса, банкротство предприятий, особенно зависимых от заемных средств, начало массовой оптимизации компаниями налогообложения, в том числе с использованием нелегальных схем.
Давно известно: сократить зависимость российской экономики от глобальных рынков могло бы истинное, а не дутое развитие малого бизнеса. Но бесчисленным радетелям его, замечает Субботин, видимо, уже тяжеловато чем-то дивить публику. Поэтому как об акте спасения они заговорили об управлении малым бизнесом в ручном режиме. Это действительно новация. Никто и нигде - ввиду полной бессмысленности - задачу управлять малым бизнесом в ручном режиме не ставил.
Надо отдать должное властям: так, у правительства появился План действий, направленных на оздоровление ситуации, в большинстве регионов сформированы антикризисные штабы, которые также обзавелись своими планами. Но создается впечатление, что главный план подготовлен в основном по предложениям министерств, исходя из ведомственных интересов, вне четкой концепции антикризисной программы, замечает директор департамента консультационных услуг госсектору компании ФБК Андрей Синягин. Он напоминает, что с кризисом можно не только бороться, но и использовать его в государственных интересах. В частности, в условиях кризиса правительство Германии активно скупает пакеты акций коммерческих банков. Аналогичных мер по достижению стратегических интересов России в нашем Плане практически нет либо они не доработаны. Например, правительство в качестве приоритетной меры по поддержке реального сектора сформировало перечень стратегически важных и градообразующих предприятий. Но до сих пор открытым остается вопрос - поддержка будет осуществляться только для сохранения этих предприятий на плаву, во избежание социальных катаклизмов, либо и для внедрения инновационных технологий и процессов?
Впрочем, пессимистические настроения разделяют далеко не все эксперты. Генеральный директор "Финэкспертизы" Агван Микаэлян считает, что второй волны не будет. "Кризис, который мы переживаем, это прежде всего кризис переоценки активов. Какие-то новые кризисные обострения возможны, но новая гиперволна - нет", весной все начнет успокаиваться, а в начале лета экономика пойдет в рост.