По состоянию на 7 апреля этого года у ПФР были заключены договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений с 54 частными управляющими компаниями. Еще один договор — с Внешэкономбанком. Итоги Пенсионный фонд подводил по 52 компаниям, работающим с 60 инвестиционными портфелями.
Положительной доходности за девять месяцев удалось добиться только 24 управляющим компаниям по 27 портфелям. Но превысить порог в 4,7%, то есть уровень официальной инфляции за девять месяцев, смогли всего шесть портфелей, включая два от ВЭБа. Доходность от управления у ВЭБа — 5,57% годовых по портфелю госбумаг и 5,36% — по расширенному портфелю ценных бумаг.
Отрицательная доходность пенсионных накоплений была зафиксирована Пенсионным фондом у 33 портфелей 31 УК. Причем число убыточных портфелей за последние три месяца выросло почти в два раза — по данным за первое полугодие в минусе оказались 18 портфелей в 17 управляющих компаниях.
Больше всего «просели» портфели тех управляющих компаний, в которых много акций, в частности, энергетического сектора — их котировки падали на фоне других ценных бумаг наиболее активно, говорит начальник управления инвестиций УК «Солид Менеджмент» Сергей Захаров. По его словам, вложения в акции многих компаний обеспечило управляющим доходность за первое полугодие выше 10%, но в дальнейшем, начиная с августа, эти же активы привели к убыткам. Поэтому, отмечает Захаров, и по итогам года наихудший результат покажут компании, имеющие в своих портфелях много акций, тем более энергетического сектора.
Начиная с апреля акции российских компаний планомерно снижались. Так, по итогам первого полугодия индекс ММВБ еще оставался в положительной зоне — плюс 0,6%, но после августовского и сентябрьского падения его снижение с начала года составило 19,04%, объяснил BFM.ru портфельный управляющий УК «Allianz Росно Управление Активами» Олег Попов. При этом он отметил, что индекс акций, входящих в котировальный список А1, то есть бумаг, разрешенных для инвестирования пенсионных накоплений, снизился за это время еще больше — до минус 30,53%. «Учитывая более рискованные портфели частных УК, нет ничего удивительного в том, что на падающем рынке они показывают результаты хуже консервативного портфеля ВЭБа», — считает Олег Попов.
При этом без акций в своем портфеле частные компании не могут обойтись — иначе они никогда не обыграют ВЭБ по доходности. «Большинство УК поддерживают определенную долю акций в своих портфелях. Действительно, в долгосрочной перспективе доходность такого портфеля будет высока, однако волатильность российских акций будет приводить к сильным отрицательным промежуточным результатам во время коррекций», — считает Сергей Захаров. Эту же практику поддерживает большинство УК, ведь найти точку максимума на рынке и вовремя выйти из акций внутри года, в особенности с учетом размера портфелей, задача не из легких.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) , наученные горьким опытом 2008 года, требуют от УК более консервативного подхода при управлении этими портфелями, говорит Олег Попов. Дело в том, что сами НПФы не управляют средствами фондов, они делегируют эту задачу частным УК.
К концу года Госдума обещала принять закон, обязывающий НПФы, показывающие отрицательные результаты в управлении пенсионными деньгами, разносить полученные убытки по счетам своих клиентов. Сейчас же потери от инвестирования считаются убытками самого НПФа. Инициативу по разнесению убытков посчитал правильной статс-секретарь Минздравсоцразвития Юрий Воронин. По его словам, люди вправе знать, как частные компании управляют средствами их будущих пенсий, и иметь право на передачу накоплений в другие руки.
«Негосударственные пенсионные фонды — это рыночные организации, и, вступая в реформу, они осознавали свой риск. Они же платят зарплату своим сотрудникам, арендуют офисы — так почему же это все должны оплачивать будущие пенсионеры?» — задается вопросом Воронин.
«Не думаю, что мы увидим массовое бегство клиентов из НПФов. Дело в том, что изначально неправильно было строить схему таким образом, чтобы иметь столь короткий срок капитализации прибыли от инвестирования — всего один год», — говорит Сергей Захаров. Он отмечает, что один год при горизонте инвестирования денег на примерно сорок лет, это очень маленький срок. «Думаю, что та небольшая часть людей, которая передала средства в НПФ и УК, прекрасно это понимают», — считает он.
Источник: bfm.ru