Причиной такого решения является высокий показатель доли наличных расчетов в стране по сравнению с европейскими. Если в Европе этот процент не более 7-10%, то в России он составляет неутешительную цифру 25.
Напомним, что еще летом 2011 Герман Греф выступал с предложением ограничить хождение наличных, аргументируя свою позицию тем, что «большое количество нала крадет до 1,1 процента ВВП». А это весьма негативно сказывается на экономике в целом: большое количество наличности попросту тормозит ее рост. Кроме того, безналичная форма расчёта поможет увеличивать налогооблагаемую базу и постепенно выводить бизнес из тени, переводя зарплаты из «серых» в «белые».
По подсчетам социологов, на данный момент в России держателями банковских карт являются 63% граждан. Поэтому для того, чтобы вводить в повсеместное пользование кредитки и дебетовые карты сначала необходимо создать соответствующую инфраструктуру как в самых отдаленных уголках нашей страны, так и на селе, где данный вид оплаты услуг пока не востребован вовсе.
Также летнее предложение Грефа состояло во внесении изменений в Трудовой кодекс: все государственные выплаты для населения должны поступать исключительно на банковские карты. «Но даже если таким путем насильственно заставить людей перевести свои наличные средства в безналичный сектор, большинство из них все равно будет снимать полученные зарплаты по старой привычке: единоразово» — опасаются экономисты.
Глава Сбербанка предложил также ограничить крупные покупки безналичными платежами. Но и тут не обойдется без обязаловки: каждому гражданину придется стать клиентом какого-либо банка для получения карточки.
Однако сделать это будет весьма непросто, так как финансовая грамотность населения остается низкой, а желание доверять свои средства банкам по-прежнему невелики.
Определенно, переход на безнал поможет благополучному становлению финансовой системы. Но, как говорит глава Гознака Аркадий Трачук: «Нельзя законодательно запрещать выдачу зарплат и пенсий наличными. Надо создавать условия, чтобы человек сам выбрал безналичные расчеты», и с этим сложно не согласиться.
Ника Виноградова, Финанс Таймс