“Чайники” исчезнут с российских дорог

0 551

Если еще в конце прошлого года трехмесячный курс обучения в автошколе стоил 16-17 тысяч рублей, то начиная с нового года он стоит уже 26-30 тысяч рублей. Подорожание в 10-13 тысяч рублей связано с введением с 1 января 2009 года новой образовательной программы в автошколах, согласно которой объем теоретических занятий сократился с 206 до 105 часов, а объем «практики», наоборот, увеличился с 32 до 50 часов. Выросли расходы на зарплату инструкторам, аренду площадок и бензин. Это только начало: летом, когда начнут действовать новые правила по оснащению автошкол, стоимость обучения вырастет еще больше — до 40 и даже 50 тысяч рублей.

В целях повышения качества обучения Министерство образования и науки РФ разработало новые правила по техническому оснащению автошкол, которые вступят в силу 1 июля 2009 года. Начиная с 1 июля каждая автошкола должна быть оснащена комплексом специального оборудования, в частности: аппаратурой по аудиовидеонаблюдению за проезжей частью, контрольно-измерительными приборами, способными регистрировать и хранить полученную информацию, тренажерами со средствами отображения информации (проектором, экраном, монитором, ТВ и т. д.) и соответствующим программным обеспечением.

Самое главное — каждая автошкола должна иметь собственный автодром, оборудованный дорожными знаками, светофорами и железнодорожными переездами. Автодромы должны быть оборудованы также техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных заданий в автоматизированном режиме. Контроль, оценку и хранение результатов выполнения контрольных заданий должны будут обеспечить вебкамеры, фиксирующие процесс сдачи экзамена.

Образовательная программа в очередной раз будет «усовершенствована»: все студенты в ходе обучения должны будут проходить тесты на эмоциональную и психологическую устойчивость, а также такие личностные характеристики, как темперамент, конфликтность и склонность к риску.

Оснащение по последнему слову техники в сегодняшних финансовых условиях для практически всех автошкол едва ли окажется возможным — поэтому летом большинство автошкол будут закрыты, а рынок труда пополнится тысячами безработных. В Москве сегодня работает около 400 автошкол. Если трезво взглянуть на ситуацию, почти никто из них не сможет соответствовать новым требованиям Минобразования, а значит, останется без лицензий на право образовательной деятельности.

Главной проблемой участники столичного рынка (не самые бедные) называют даже не столько оборудование как таковое, а невозможность строительства даже самого захудалого автодрома по причине нехватки земли. «В Москве клочок земли невозможно ни купить, ни взять в аренду, — комментирует генеральной директор автошколы ВДОАМ Александр Королев. — Если они говорят об автодроме, оборудованном препятствиями и имитирующем реальные дорожные условия, речь должна идти об участке земли не менее 1 га. Это баснословная цена, и „поднять“ ее невозможно». «„Ни в одном округе Москвы нет места под такую площадку, — вторит замгендиректора автошколы ОСТО МАИ Александр Аксаров. — Правительство выделять землю под эти цели не готово. Это все абсолютно нереально! Да это просто провокация!“

Уже сейчас крупнейшие столичные автошколы ударились в депрессию. По оценкам участников рынка, поток студентов с начала года сократился на 70%: например, если еще в прошлом году в каждой группе по нормам числилось по 30 человек, то сегодня едва набирается по 10. Впереди туманное будущее. Крупные московские автошколы уже начали увольнять сотрудников, некоторые пытаются пока обойтись вынужденными отпусками.

В целом игроки признают, что бизнес, скорее всего, придется сворачивать. Как отмечает А. Королев, кредит на развитие в сегодняшних условиях получить будет невозможно. „Те, кто работает по лицензии, будут еще какое-то время работать, — констатирует эксперт. — Но все автошколы регулярно проходят комплексные проверки ОБДД. Если нет автодрома — лицензии будут отбирать. Естественно, ряд школ попадут под сокращение“.

Столь жесткие требования к оснащению автошколы объясняют желанием государства забрать все возможные доходы от сопричастия к автобизнесу себе. „Это все очень напоминает ситуацию года 86-го, — продолжает А. Королев. — Тогда в Москве было штук шесть автошкол, и люди по три месяца стояли в очередях, чтобы туда записаться. Вот они сейчас и хотят установить 86-й год. Конечно, с точки зрения качества подготовки я это даже приветствую, и человек, прежде чем пойти в автошколу, еще подумает. Но главный вывод, который из этого следует, — все ведет к возникновению государственной монополии. Будет определенная государственная организация, которую правительство проспонсирует, выдаст им кредиты, построит им автодром, поставит парочку многоэтажных зданий и будет там принимать экзамены. И будет монополия на обучение“.

В случае если государство действительно решило прибрать доходный бизнес себе, обучение в госавтошколе, скорее всего, будет сопряжено со многими трудностями. Тем же автошколам, которые смогут себе позволить потихоньку арендовать автомобильные площадки и закупать необходимое оборудование, придется в очередной раз повысить цены за обучение уже в этом году, чтобы компенсировать расходы. Таким образом, и без того высокие расценки могут взлететь до невообразимых сегодня сумм в 40 и даже 50 тысяч рублей за курс. Сами участники рынка по этому поводу не комплексуют. „Если человек идет учиться на права, значит, у него есть деньги на машину. Значит, найдутся деньги и на обучение, — считает А. Королев. — А иначе зачем-то гда нужны права?“

Источник: Autonews

Поделиться

Комментарии

Отменить