Два дня водители одного из самых крупных таксомоторных парков «Новое желтое такси» отказывались выходить на работу, протестуя против резкого сокращения своих доходов. Конфликт удалось разрешить быстро и просто — зачинщики акции уволены. Однако проблема осталась: в связи с кризисом спрос на услуги официального такси резко уменьшился. Клиенты, которые в «денежное» время только начали предпочитать цивилизованных перевозчиков, снова переметнулись к бомбилам. Благо, что сегодня частников на обочинах дорог стало заметно больше. И не только на ржавых «копейках», прозванных в народе «шахид-такси», но и на представительских «Вольво» и «Фольксвагенах».
В таксопарке «Новое желтое такси» на 4-й Кабельной улице пустынно. Народа нет. Изредка из ворот выезжают в рейс желтые «кэбы». А из проходной периодически выходят грустные и явно уставшие таксисты.
— Забастовка кончилась, не успев начаться, — объясняет водитель Николай. — Половина таксистов уволилась, решив, что нет смысла работать на этот парк. Тут каждый считает сам. С января ежедневно мы должны отдавать 2100 рублей за аренду машины (было 1900) , 100 рублей с каждого клиента (было 50) и еще на свои деньги покупать бензин. В сумме выходит около 3000 рублей, которые таксист должен отбить прежде, чем начнет работать «на себя». Вроде все просто, если вспомнить о ценах на услуги — мол, съездил раз 5, деньги отбил и все — дальше работай на себя. Звучит красиво. Но на деле все сложней. Из-за кризиса пропали клиенты. Люди все реже пользуются такси. К тому же у любого парка есть штатные водители. Именно им отдают самые выгодные заказы. Нам достается мелочевка. Такой принцип действует по всей Москве. В итоге в некоторые дни таксисты не зарабатывают для себя ни копейки. Чтобы не уйти «в минус», приходится искать клиентов по 17-19 часов в день. И сколько мы заработаем в месяц — не угадать. Может тысяча долларов выйти, а может и 300.
Как пояснили в Московском транспортном союзе, прошедшая акция — не более чем разборки в отдельно взятой коммерческой структуре.
— Сейчас все перевозчики оказались в тяжелом положении, — говорит исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. — Все легальные компании работают на хороших иномарках, которые приобретались в рассрочку — в лизинг. Естественно, за доллары. Летом курс был 23 рубля, сейчас — 36. Поэтому им надо компенсировать расходы. Чтобы не повышать тарифы для пассажиров, фирмы используют внутренние резервы: оптимизируют расходы, поднимают требования к водителям, вводят жесткий контроль. Естественно, недобросовестные сотрудники недовольны.
На резкий отток клиентов «Известиям» жаловались и в других таксомоторных компаниях.
— Сказать, что кризис отразился на прибыли компании, — это не сказать ничего, — вздыхает Виктор, директор одной из фирм, пожелавший сохранить инкогнито. — В прошлом году чистая прибыль за январь составляла 350 тысяч рублей, в этом году 20. На улице полно бомбил, что добавляет конкуренции. Вчера мы решили снизить цены настолько, чтобы зарабатывать с заказа 100 рублей чистой прибыли. Остальное — бензин, з/п водителю, амортизация. Точно так же поступили практически все перевозчики. Даже компании, позиционировавшие себя как элитные, снизили стоимость подачи машины с 2000 в час до 600 рублей.
Однако перевозчики не теряют оптимизма и прогнозируют, что к весне положение на рынке выправится. Главная надежда — туристы, которые летом должны массово махнуть в отпуска.
— Сейчас у многих стереотип, что частник — это всегда дешевле, — сетуют в другой крупной таксомоторной фирме. — На близкие расстояния — вполне возможно. А вот на дальние поездки — трансферт в аэропорт или в подмосковные города — легальное такси гораздо выгоднее. Сейчас, например, многие компании предлагают фиксированный тариф из любой точки города до аэропорта за 800-900 рублей. Водила из Бутова за доставку, скажем, в «Шереметьево» запросит как минимум в два раза дороже.
В январе в столице вступил в силу Закон о такси, который призван дать ряд преимуществ официальным таксистам перед нелегалами. В частности, власти обещают им налоговые послабления, выделенные бесплатные стоянки в самых «ходовых» точках Москвы. Но чтобы попасть в реестр городских перевозчиков, существует ряд критериев: квалификация водителя (в том числе знание города и русского языка) , исправность автомобиля. Правда, закон пока не работает — департамент транспорта и связи до сих пор еще разрабатывает ряд подзаконных актов: положение о реестре такси, о спецзнаке и прочие. Однако некоторые перевозчики сомневаются, что в нынешних условиях новый закон поможет вытеснить бомбил с рынка. И не только из-за того, что у частников более гибкие цены.
— Все эти разговоры про то, что легальное такси — значит, качественное, — абсурдны, — говорит Олег. — Если раньше в таксопарки брали только после экзаменов, то теперь берут любого. И им плевать — знает таксист город или нет. Он может и язык не знать. Им все равно. Лишь бы таксист платил им деньги за аренду.
--------------------------------------------------------------------------------
Цифры
По данным Московского транспортного союза, сегодня в городе официально работают 9-10 тысяч автомобилей такси. Потребность — около 60-70 тысяч машин. Неофициальных частников на рынке, по экспертным оценкам, — 40-50 тысяч.