Стоимость газа для граждан России — одна из самых низких на всем европейском континенте, но топливо более чем в полтора раза дорожает на пути к конечному потребителю. Такую зависимость выявили эксперты агентства «РИА Рейтинг», опубликовав исследование по 32 государствам Европы по цене газа для населения в 2012 году.
Интересно, что граждане тех стран, где его стоимость самая высокая, ощущают это меньше всего. Такой парадокс следует из общей структуры энергетики. В той же Швеции, где за кубометр газа приходится платить в пересчете на рубли 52,9 рубля, доля природного топлива в энергобалансе составляет лишь несколько процентных пунктов. При этом 46,8 процентов электроэнергии в этой стране производится из возобновляемых источников (ветер, солнце и вода). Похожая ситуация и в Дании, которая стоит на втором месте по стоимости газа для населения (45,2 рубля за кубометр) при доле «зеленой» энергии в энергобалансе около 30 процентов.
Наша страна, которая является ведущим мировым производителем газа, занимает по ценам на «голубое топливо» четвертое место с конца рейтинга со средним уровнем тарифов для населения по итогам 2012 года в 3,8 рубля за кубометр. Стоит отметить, что эта цифра в 14 раз меньше, чем у лидера рейтинга Швеции и в 6,6 раза меньше, чем в среднем по Европе.
Цены на газ внутри страны, безусловно, надо поднимать, считает президент Российского газового союза Сергей Чижов. «Если они не будут расти, то начнутся проблемы с налоговыми платежами, а в итоге это приведет к снижению ВВП», — разъяснил он «РГ». И добавил, что для тех социальных групп населения, которые не в состоянии будут оплачивать «голубое топливо» по новым тарифам, необходимо ввести субсидии. «Так уже с начала 1960-х годов поступили в той же Швеции, и система себя оправдывает на протяжении более чем полувека», — успокоил он.
Эксперты подчеркивают: «оптовые цены для населения в России значительно ниже, чем те, по которым он приобретается домохозяйствами, — на уровне 2,4 рубля за кубометр». Можно сделать вывод, что подорожание в полтора раза происходит на дальнейших этапах ценовой цепочки по пути к населению — то есть за счет включения в нее платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиком газа конечным потребителям, транспортировку по газораспределительным сетям. И в ряде регионов к сумме «плюсуется» надбавка к тарифам на услуги по транспортировке, предназначенная для финансирования программы газификации. Влияет и пресловутый географический фактор — в зависимости от удаленности того или иного региона от газовых месторождений и развитости транспортирующей инфраструктуры цена в нем может быть выше средней по стране.
Тарас Фомченков, rg.ru