Внесенный депутатом Госдумы Павлом Крашенинниковым ("Единая Россия") законопроект состоит из двух частей. Первая - поправки к Жилищному кодексу, согласно которым к "компетенции общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме" предлагается отнести "принятие решений о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" на доме. Компания, желающая разместить рекламу, должна заключить договор с жильцами "на условиях, определяемых решением общего собрания". Вторая часть законопроекта - поправки к закону "О рекламе", согласно которым размещать рекламу на домах можно лишь при "согласии собственников помещений в многоквартирном доме". Сегодня при размещении рекламы на домах компании заключают договоры либо с управляющей компанией, либо с товариществом собственников жилья (ТСЖ), либо с управой. При этом ТСЖ или управляющая компания фактически и являются "уполномоченным лицом", через которое жильцы общаются с компаниями. Управа же, по мнению господина Крашенинникова, к собственникам отношения не имеет и должна заниматься лишь "согласованиями архитектурного облика". "Никому ведь не приходит в голову повесить рекламный щит на частный коттедж без разрешения владельцев,- отметил депутат.- В многоквартирном доме должно быть также". При этом он отметил, что если в доме приватизировано 100% квартир, то жильцы должны получить право получить все деньги от размещения рекламы. Если же часть квартир находится в муниципальной собственности, часть средств передается городским властям.
По данным исследовательской компаний "ЭСПАР-Аналитик", сейчас на крышах и фасадах домов в Москве размещено 1 100 рекламных конструкций. На них приходится 25% всего объема рынка наружной рекламы столицы - $17-18 млн. При этом на Москву приходится около 50% всего объема наружной рекламы в РФ.
Меру, предложенную господином Крашенинниковым, уже поддержали московские власти. "Право собственников распоряжаться собственным имуществом незыблемо,- уверен зампред комитета рекламы, информации и оформления Москвы Александр Менчук.- Реализовать предложенные меры реально". При этом господин Менчук отметил, что "потребуется переходный период для налаживания отношений между компаниями и собственниками, которые, возможно, будут назначать довольно высокую цену за размещение рекламы".
"Представьте себе обычного жильца, который ничего не знает про бизнес наружной рекламы и, скорее всего, начнет заламывать цены,- опасается председатель Московской рекламной гильдии Ирина Матысяк.- При этом договориться с жильцами будет гораздо тяжелее, чем, например, с управляющей компанией или управой". Госпожа Матысяк отметила, что серьезно могут пострадать и компании, которые уже заключили договоры на размещение рекламы, ведь собственники жилья могут потребовать перезаключить их на новых условиях.
Исходя из текущих расценок компании News Outdoor, к примеру, жильцы дома на Ленинградском проспекте смогут иметь доход около 130 тыс. руб. в месяц. При условии что в доме около 130 квартир, получается, что каждый собственник может получить до 1 тыс. руб. за размещение рекламы при условии, что 100% квартир в доме приватизированы.
"На самом деле по закону и сейчас с собственниками жилья нужно согласовывать размещение рекламы,- пояснил "Ъ" председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин.- Просто действующий Жилищный кодекс написан так криво, что депутатам приходится теперь разжевывать все непонимающим гражданам, которых обманывают коммерсанты. Такой кодекс нужно не править точечно, а переписывать с нуля".
"Коммерсант"