Участники организованной холдингом «ФИНАМ» конференции «Авторынок: теперь рынок покупателя, а не продавца?» ожидают, что цены на автомобили в ближайшее время будут снижаться. Однако, основной груз этого процесса ляжет на дилеров, а не на производителей.
«Мнения основываются на прогнозах по снижению цен на прокатную сталь и снижения спроса на автомобили. Лично я думаю, что серьезного снижения отпускных цен в ближайшее время не будет. Скорее всего, производители будут существенно снижать планы выпуска. А вот дилерам, чтобы продать складские запасы, возможно, придется стать более гибкими в предоставлении скидок», — считает аналитик банка «Петрокоммерц» Алексей Бизин. Как прогнозирует аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго, более подверженным кризису будет вторичный сегмент: «Новые подешевеют не сильно, только за счет снижения вознаграждения дилера, которое редко превышает 10%. На автомобили б/у цена может упасть более значительно — 20-30%, особенно если возникнут массовые проблемы с возвратом автокредитов». По мнению президента Российской ассоциации автомобильных журналистов Романа Гуляева, устойчивыми могут оказаться цены на японские автомобили: «Японцы сумели создать крепкие бренды и сейчас могут пользоваться этим. Они в принципе менее гибкие к скидкам, вряд ли
Снижение цен может привести к возникновению кризисных явлений в дилерском сегменте. «Наступят тяжелые времена. Для того, чтобы остаться на рынке, им придется снизить затраты, добиться скидок у производителей и улучшить качество сервиса», — прогнозирует аналитик ИК «Капиталъ» Иван Завадский. Г-н Бизин считает, что если дилер не имеет доступа к рефинансированию, ему придется привлекать в капитал стратега, продавать имеющиеся салоны или объявлять себя банкротом. Г-н Гуляев прогнозирует: «Крупным холдингам будет чуть попроще. Небольшие вынуждены будут либо оставаться в своей нише (одна марка на регион без перспектив развития) , либо продаваться крупным сетям».
Г-н Завадский уверен, что рентабельностью придется поступиться и производителям: «Кроме снижения себестоимости, на цену автомобилей будет влиять и уменьшение спроса: во время кризиса многие предпочтут не спешить с покупкой, особенно такого продукта с эластичным спросом как автомобиль. Результатом снижения спроса неизбежно станет не только снижение равновесного объема выпуска, но и равновесной цены. В долгосрочном периоде это поймут все производители. Поэтому оптимальным, с точки зрения максимизации прибыли компании, будет снижение цен».
Как результат, российские производители также могут в полной мере прочувствовать последствия кризиса. По мнению аналитика ИК «ФИНАМ» Константина Романова, вариантов снятия напряженности не так много. «В текущей ситуации возможно лишь дальнейшее повышение пошлин, в первую очередь на подержанные автомобили, с целью защитить внутреннее производство автомобилей и людей, которые работают в автомобильной промышленности», — заявил экперт. Его поддержал руководитель индустриальной группы по автомобилестроению «Ernst & Young» Иван Бончев: «Ввозные импортные пошлины в Россию относительно невысокие по сравнению с другими странами, особенно с учетом законодательства промышленной сборки».
www.finam.ru