Российские законы оставляют чиновникам множество возможностей поиграть с вверенными им гражданами. Как правило — с выгодой для себя. Должностное лицо «может», а не «обязано» принять то или иное решение, конкретные сроки часто не указываются, поэтому, чтобы ускорить работу бюрократического механизма, его приходится «подмасливать». На прошлой неделе президент Медведев пообещал в ближайшее время внести в Госдуму проект методики антикоррупционной экспертизы всех законопроектов. Премьер Владимир Путин уже утвердил подобный документ для актов правительства. Если на его основе будет разработан и закон, российских чиновников ждут неудобства. Законодательство еще на этапе разработки будут проверять на наличие 17 коррупционных факторов. Здесь и дискреционные полномочия — пресловутая неопределенность сроков и условий принятия решения, и недопустимость отсылочных норм. Методика в основных своих чертах была подготовлена в Центре стратегических разработок еще четыре года назад, с тех пор ее эпизодически применяли в Госдуме, но без больших успехов. Документ долго выдерживали — и правильно. Если бы методику приняли раньше, многих важнейших для путинской эпохи законов просто не было бы. Например, признано, что риск коррупции появляется при употреблении «неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера». Сразу вспоминается 169-я статья Гражданского кодекса, утверждающая, что сделки, совершенные с целью, «заведомо противной основам правопорядка и нравственности», являются ничтожными. Статью активно использовали налоговики, предъявляя крупным компаниям обвинения в масштабном уклонении от налогов, пока в 2008 г. Высший арбитражный суд все же не решил, что доказывать преступления надо по более четким нормам. Теперь наступит другая жизнь. Конечно, если каждый законопроект будут подвергать тщательной проверке. А вдруг на что-то закроют глаза? Нет ли здесь угрозы коррупции? Об этом пишет SmartMoney
Президент велел установить в Думе и Белом доме взяткоискатели
0 826
Поделиться