В России к кризисным временам не привыкать: предприятия потихоньку подтягиваются на бартерные биржи, а простые граждане задумываются о пополнении запасов продовольствия — не только личных, но и на продажу — с помощью своих приусадебных участков. Опрошенные BFM.ru участники и эксперты рынка семян отмечают значительное увеличение спроса на семена овощных культур. Потребность же в посадочном материале декоративных культур особенно не изменилась.
«В условиях кризиса вместо газонной травы люди могут выращивать огурцы, помидоры, картофель, — пояснил BFM.ru начальник управления земельного контроля Россельхознадзора Владимир Попович. — В Америке и капстранах каждый делает то, что ему лучше удается. За восьмичасовой рабочий день токарь обеспечивает себя таким количеством долларов, чтобы пойти в ближайший магазин и купить в любое время года все, что ему пожелается. А наш рабочий, отработав на заводе, должен еще на приусадебном участке обеспечить себе пропитание. Коммунисты создали такую систему, что восьмичасовой рабочий день кормил только Москву, Ленинград и промышленные центры, но не другие города».
Кстати, в США кризис также сказался на интересе к садоводству и огородничеству. По данным Национальной ассоциации садоводов, на 2009 год прогнозируется 19% рост активности американцев в этой сфере. Основой для прогноза послужили первые результаты весенних продаж семян и телефонный опрос. Пятая часть респондентов заявила, что планирует в этом году выращивать съедобные культуры в собственном саду, а более половины опрошенных уже сокращают таким образом расходы на продукты питания.
«На даче человек может зарабатывать себе на жизнь абсолютно спокойно. Поставил две теплицы на 6 соток — и работай на рынок», — соглашается с Владимиром Поповичем директор компании «Семко-Юниор» Юрий Алексеев. Руководитель одного из крупных участников российского рынка семян приводит статистику, согласно которой до 90% картофеля и до 75% овощей в России производится на дачных участках. Остальное же приходится на импорт и профессиональный рынок.
«У нас официальная площадь тепличных комбинатов — 1,5 тысячи гектаров. А в Ростовской области два села, в которых 5 тысяч гектаров под пленкой — они снабжают Москву по полной программе. Там работают непрофессионалы — учителя, пожарные, милиционеры. У них во дворе стоят теплицы, которые производят больше, чем весь официальный защищенный грунт России. В зерновых и технических культурах, конечно, наоборот — почти все производят крупные государственные структуры», — рассказал BFM.ru Алексеев.
Председатель Союза садоводов Москвы и главный редактор газеты «Ваши 6 соток» Андрей Туманов оценивает ежегодный оборот российского рынка посадочного материала не менее чем в 1 млрд долларов. По его словам, в России 40 миллионов людей, которые занимаются садоводством и огородничеством, при этом каждый из них покупает семян примерно на 200-300 рублей в год. Помимо семян, многие приобретают саженцы, луковицы декоративных культур и прочий посадочный материал.
«Сейчас многие выращивают семена сами из-за того, что на рынке они низкого качества и очень дорогие, — добавляет Туманов. — Гибрид непрофессионал не произведет, поэтому продвинутые дачники покупают семена огурцов и помидоров, а простенькие выращивают сами. По некоторым огородникам доля этих семян может доходить до 50%».
По словам эксперта, даже в тех семенах, которые дарят ему руководители семенных компаний, попадается «некондиция и пересортица». В розничной торговле ситуация еще хуже. Согласно оценке Владимира Поповича из Россельхознадзора, доля фальсификата превышает 30%. Много и несертифицированных семян, а также снабженных поддельными сертификатами.
Чистые подделки, как правило, продаются в регионах, — уточняет Андрей Туманов. В московских магазинах требуют сертификатов, а вот на рынке в периферийных городах можно выставить все что угодно. По подсчетам председателя Союза садоводов Москвы, доля фальсификата на рынке семян достигает 10-20%, а на рынке саженцев (яблони, груши) она существенно больше. Это обусловлено происхождением саженцев — поставки идут из соседних республик, где себестоимость ниже, однако выращенный там посадочный материал предназначен для другой климатической зоны.
«Самый яркий фальсификат, который уже много лет радует российских садоводов и огородников — „вьющаяся земляника“ или „вьющаяся клубника“. Такого биологического вида не существует — это все равно, что „вьющаяся свекла“. Россельхознадзор штрафовал фирму-производителя несколько раз, но за шесть лет на нее не завели даже уголовного дела. Так почему бы остальным не жульничать, если это не наказуемо? У нас за последние 15 лет не было ни одного прецедента задержания или уголовного дела», — возмущается Андрей Туманов.
Директор одной из ведущих российских агрофирм «Поиск» и председатель совета директоров Ассоциации независимых российских семенных компаний (АНРСК) Николай Клименко полагает, что на профессиональном рынке семян овощных культур подделок очень мало, а вот на любительском — около 30-40%. «Это даже не столько фальшивки, сколько без сертификатов, неизвестной фирмы. На подмосковных рынках я видел большие развалы, на которых продают пакетики — ни авторов, ни телефонов, ничего. Много такого материала везут к нам из Белоруссии и Украины. У них тоже большой сезон работы», — иронизирует Клименко.
Андрей Туманов говорит, что в России сейчас много умирающих семеноводческих хозяйств — они не могут продать свою продукцию, потому что фирмам выгодно закупаться за границей. Иностранные поставщики соблюдают сроки и обеспечивают стабильное качество, а вот отечественные не всегда могут организовать продажу и реализацию. «Однако есть отдельные фирмы, которые стараются работать на перспективу. Как правило, они организованы бывшими селекционерами, нацеленными, помимо чистой прибыли, на самореализацию. Поэтому они стараются выводить новые сорта, следить за качеством», — отмечает эксперт.
Оценивая количество дачников и огородников в 30 миллионов человек, Юрий Алексеев предполагает, что каждый из них использует примерно 20 пакетиков семян в год, то есть емкость рынка составляет около 600 млн пакетиков. По его мнению, российские фирмы из этого объема производят максимум 200 млн пакетиков.
По словам Николая Клименко, потребности профессионального рынка удовлетворяются семенами иностранного производства примерно на 80%. Частный рынок на 90% обслуживают отечественные компании, однако и они зачастую фасуют в свои пакеты иностранные семена. В ассортименте продукции его компании «Поиск» примерно 30% импортных семян (в основном высококачественные, дорогие гибриды) , остальные 70% — сорта собственной селекции.
Бедные хозяйства, которые берут кредиты в последний момент, перед посевной, пользуются более дешевыми отечественными семенами. Но в каждой области есть и несколько продвинутых хозяйств (в Москве и Подмосковье их около десяти) , в основном выращивающие свою продукцию именно из импортных материалов.
«У нас есть лишь отдельные конкурентоспособные гибриды, но нет качественной доработки семян, — сетует Клименко. — Например, для выращивания капусты по кассетной технологии всхожесть должна быть 100%, а необходимого для достижения этого показателя оборудования в России нет ни у одной компании. В лучшем случае — 95-96%. У иностранных производителей все семена дражированные, простимулированные для роста. Лишь частные компании последние 10 лет начали создавать конкурентоспособные гибриды в России, но это пока штучный товар».