Финансовый кризис разваливает пенсионную систему, спасти которую не сможет даже правительственный план повышения социального налога. Вчера замминистра финансов Сергей Шаталов объявил, что одобренный премьером Путиным в октябре прошлого года план пенсионной реформы должен быть пересмотрен, поскольку он «не соответствует действительности». Падение зарплат и доходов казны, а также рост теневого сектора разваливает пенсионную систему, которая требует все больших отчислений из госбюджета. Эксперты не исключают повышения пенсионного возраста на фоне кризиса и предупреждают о неизбежном в будущем уменьшении реальных пенсий.
Статс-секретарь — заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил вчера, что в условиях кризиса, возможно, придется пересмотреть принципы пенсионной реформы и реформы единого социального налога, которые по предложению Минздравсоцразвития были одобрены правительством в октябре прошлого года. «Есть основания вернуться к этому вопросу. Принципы, на которых базировалась пенсионная реформа, не полностью соответствуют действительности», — сообщил журналистам Шаталов.
«В том виде, в каком сейчас получается реформа, у пенсионной системы будет большой дефицит, и автономности пенсионной системы не видно», — считает заместитель Алексея Кудрина. При этом Сергей Шаталов подчеркнул, что автономность пенсионной системы является одной из целей реформы.
Сегодня прогнозы по росту зарплат и многие другие цифры, которые были положены в основу решений Владимира Путина, по словам Шаталова, вызывают сомнения и должны быть пересмотрены. Замминистра отметил, что расчеты, учитывающие новые реалии, показывают, что пенсионная система уже не сбалансирована теми решениями, которые предполагались ранее. По словам Шаталова, реформу единого социального налога (ЕСН) , на которой базировались все пенсионные изменения, можно передвинуть до окончания кризиса. В то же время замминистра подчеркнул, что официальное решение об отказе от ранее утвержденного плана еще не принято. «Я не могу сказать, что реформа будет пересмотрена», — подчеркнул вчера Шаталов.
Оговорка чиновника уместна, поскольку всего неделю назад глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова уверяла прессу, что правительство не будет пересматривать решение о переходе с уплаты единого социального налога с нынешней ставки в 26% к выплатам страховых взносов в государственные фонды общим размером 34%. «Пока решений никаких нет. Мы сейчас практически завершили подготовку всех необходимых законопроектов», — утверждала Голикова 17 марта. По ее словам, в самое ближайшее время совместно с финансово-экономическим блоком правительства будут вырабатываться приоритеты по бюджетным расходам на период 2010-2012 годов.
В версии Шаталова предстоящие события выглядят иначе. По его словам, вопрос ЕСН будет ключевым при обсуждении основных направлений налоговой политики на 2010-2012 годы. Основные направления налоговой политики на 2010-2012 годы будут обсуждаться у премьера в начале апреля, а затем будут внесены в правительство. Ранее Шаталов говорил, что правительство весной 2009 года может рассмотреть вопрос о переносе срока замены ЕСН на страховые платежи, а также о ставках этих платежей. Взнос на пенсионное страхование будет установлен на уровне 26%, на обязательное медицинское страхование — 5,1%, социальное страхование — 2,9%. Однако взносы будут взиматься не со всего фонда оплаты труда, а с годовой зарплаты сотрудника до 415 тыс. рублей в год.
Эксперты считают, что падение «белых» зарплат неизбежно ударит по пенсионной системе. Чтобы ее поддержать, властям придется выбирать из крайне непопулярных решений: сократить реальные пенсии, поднять пенсионный возраст, увеличить налоги или увеличить отчисления резервов в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР).
При этом, по мнению экспертов, Фонд национального благосостояния (ФНБ) не сможет долго поддерживать дефицит пенсионной системы и будет израсходован в течение нескольких лет. «При плохом сценарии ФНБ будет потрачен всего за два года, и государство лишится возможности поддерживать пенсионную систему», — считает замдиректора НИИ труда и социального страхования Валентин Роик. По его словам, правительство упустило время для относительно безболезненной пенсионной реформы, в том числе и благодаря усилиям Минфина, который фактически поддерживал дефицит Пенсионного фонда.
В проекте бюджета-2009 трансферт ПФР увеличен на 316 млрд. руб., а в Фонде национального благосостояния, по состоянию на 1 марта, формально числилось 2995,5 млрд. руб. Правда, 417,1 млрд. руб. из них было переведено на депозиты в ВЭБ, который потратил часть этих денег на поддержку фондового рынка.
Для спасения пенсионной системы Валентин Роик предлагает резко повысить минимальную зарплату, что должно обеспечить рост платежей в ПФР. «Если отказаться от обязательной накопительной части пенсии, мы сможем создать сбалансированную распределительную пенсионную систему по образцу современных европейских стран», — уверен эксперт.
«Сохранение обязательной накопительной пенсии, в которой теряются отчисления работающих граждан, аморально», — соглашается директор «Независимого актуарного информационно-аналитического центра» Валерий Баскаков. По его словам, пенсионная система неизбежно столкнется с потерей доходов из-за кризиса. При этом увеличение пенсионного возраста для компенсации потерь может стать самым простым, но неэффективным решением. «В период кризиса резкое увеличение возраста выхода на пенсию при снижении занятости может привести только к росту расходов государства на выплату пособий по безработице», — предупреждает Баскаков.