Многих экономистов беспокоит перспектива включения американского печатного станка. Каковы основные риски для участников мировой экономики в этом случае? Насколько это имеет отношение к так называемой гонке девальваций?
Павел Трунин, к. э. н., заведующий лабораторией кредитно-денежной политики ИЭПП:
— Действительно, одной из антикризисных мер в США названо увеличение денежного предложения — так на экономическом языке называется включение денежного станка. Логика известна: кризис способствует падению цен и грозит дефляцией, а увеличение денежного предложения разгоняет инфляцию. Поскольку доллар США продолжает являться резервной валютой, это скажется на его курсе. Именно этот аспект беспокоит правительства разных стран и экономистов. Стоит заметить, однако, что, если доллар и упадет, то не так сильно — не на величину, соответствующую тому падению рубля, которое мы наблюдали. Озабоченность есть, но катастрофы в связи с этим ждать не нужно.
Отчасти это имеет отношение к гонке девальваций. Увеличение инфляции сказывается понижением курса. Ослабление курса национальных валют выгодно экономикам, поскольку товары, произведенные внутри страны, становятся более конкурентоспособными. Многие страны пошли на это, но далеко не все именно в силу такого фактора. Речь, впрочем, идет о развитых экономиках. Как мы знаем, на саммите G20 договорились, что правительства все-таки не будут прибегать к таким мерам. А как будет на практике — посмотрим.