Эксперты взглянули на мировой кризис через призму самых известных экономических теорий

0 784
Империализм

Из книги Джона Гобсона «Империализм»: «Если частные интересы владельцев капитала могут столкнуться с общественными и привести к гибельной политике, то еще большую опасность представляют специфические интересы финансиста, главного дельца по размещению капиталов. Заурядные вкладчики капитала … служат лишь орудием в руках крупных финансовых деятелей, которые смотрят на фонды и акции не как на денежные вклады, приносящие проценты, а скорее как на средство для спекуляций на денежном рынке. Распоряжаясь крупными партиями фондовых бумаг и акций, … манипулируя изменчивым колебанием ценностей, магнаты биржи добиваются своих барышей. Эти крупные коммерческие махинации – грюндерство (массовое создание акционерных обществ с целью быстрой их перепродажи. – Прим. ред.), маклерское посредничество, учет векселей, устройство займов и организация акционерных обществ – образуют центральный нервный узел международного капитализма». Очевидно, что сейчас, как и 100 лет назад, многие идеи из этой книги весьма актуальны

Значительной части российской публики термин «империализм» знаком с другой, отрицательной точки зрения, во многом основанной на книге В. И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма». В ней приводятся основные признаки империализма, а также делается попытка доказать тупиковость этого пути.

Глобализация. Версия 1.0

В период 1870-1914 гг. мир переживал первую попытку глобализации, когда на смену европейским войнам пришли дипломатические уловки, Британская империя являлась «крышей» для инвестиций, а мировой валютой было золото.

На этом фоне в 1902 году малоизвестный экономист Гобсон пишет: «Политика империализма последних тридцати лет, как политика торговая, оказалась обреченной, так как при огромных материальных затратах она дала лишь ничтожное, невыгодное и ненадежное увеличение рынка, поставив в то же время на карту все достояние нации и вызвав против себя сильное неудовольствие других народов. Видя все это, мы можем спросить себя: «Как мог британский народ позволить, чтобы его вовлекли в такую невыгодную сделку?»

На этот вопрос в 1910 году отвечает марксист Рудольф Гильфердинг в своем труде «Финансовый капитал». Автор приводит основные характеристики «нового капитализма» и доказывает его несостоятельность.

Смерть коммивояжера

Упомянутый во всех 3-х книгах мировой кризис капитализма действительно состоялся. Его свидетелями мы сейчас являемся.

Первая мировая война похоронила империи и империализм как систему. Великая депрессия в США, революция в России и приход к власти в Германии фашистов положили конец свободному рыночному обмену.

В результате, до 70-х годов мировых рынков нефти, золота и кредитов не существовало. Приоритеты определяло только государство, в то время как бизнес мог лишь реализовывать их в своих корпоративных стратегиях.

Но в начале 70-х годов все стало меняться. Жесткие контракты были заменены спот-рынками сырья, с лидирующей долей трейдеров. Обычным биржевым товаром стало золото. Спрос на финансистов резко вырос. Все мировые регуляторы и ограничители, установленные после Мировой депрессии, ушли.

Сейчас, как и столетие назад, на сцене вновь замаячил призрак империализма. Его косвенным признаком стали участившиеся конфликты на периферии развитых стран. А фраза «Как мог британский народ позволить, чтобы его вовлекли в такую невыгодную сделку?» приобрела новое звучание, заменив слово «британский» на название другой нации.



Источник: will be

Поделиться

Комментарии

Отменить