Кризис безусловно ухудшает демографические показатели, но человечество не вправе сваливать на него свои проблемы. Следует копать глубже.
Наши чиновники любят говорить, что кризис – рождаемости не помеха. И даже приводят подтверждающие цифры: за первое полугодие 2009-го в России появилось на свет почти на 5% больше малышей, чем в первом полугодии 2008-го. Но в этих утверждениях есть немалая доля лукавства. Ведь в то время, когда наши соотечественники планировали обзавестись потомством, никакими экономическими трудностями в нашей стране и не пахло. А вот что ожидает нас в будущем?
Мама, роди меня обратно!
Существует расхожее утверждение, что во время кризиса люди обращаются к семейным ценностям. Наверное, так оно и есть. Вот только на демографической ситуации это, к сожалению, никак не сказывается. Ведь завести ребенка означает взять на себя большую ответственность на долгие годы вперед. А уверенности в том, что эти годы будут благополучными, у напуганного финансовыми катаклизмами человечества нет.
Немного цифр. В 2008 году в США на свет появилось 4,2 млн младенцев – на 68 тысяч меньше показателей 2007 года. Это первое снижение рождаемости за последние десять лет, и эксперты хором объясняют его влиянием экономического кризиса. А что у нас? В прошлом году рождаемость в России была самой высокой с начала 90-х годов. Да и сегодня чиновники полны оптимизма. В начале месяца вице-премьер Александр Жуков гордо отрапортовал, что за первое полугодие 2009-го родилось около 850 тысяч детей – на 4,7% больше, чем в соответствующем периоде 2008-го. Прирост составил около 38 тыс. детей.
– То повышение рождаемости, которое мы сегодня видим в России, связано с тем, что год назад кризис еще не осознавался, да и сейчас для значительной части общества является пустым звуком. Тем не менее, по косвенным признакам, число абортов в стране сильно увеличилось, то есть мы сейчас переживаем самый последний – один-два месяца – всплеск рождаемости, – рассказывает замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер.
Но главная причина увеличения числа рождений в том, что сейчас «подошло» многочисленное поколение женщин в детородном возрасте. Со следующего года их число начнет медленно снижаться, одновременно может произойти обострение кризиса. В результате, предсказывает эксперт, падение рождаемости может оказаться драматическим.
Разруха в головах?
Кризис безусловно ухудшает демографические показатели, но человечество не вправе сваливать на него свои проблемы. Следует копать глубже.
– В определенные периоды рождаемость может реагировать на изменения уровня жизни, но эти колебания незначительны. Социологи разделяют три показателя: идеальное число детей, желаемое и ожидаемое. Так вот, ожидаемое число, как правило, всегда меньше желаемого – около 1,5, желаемое же ближе к двойке. Разница 0,5 на ребенка – и есть это колебание, – рассуждает директор Института демографических исследований Игорь Белобородов.
Цифры подтверждают слова специалиста. К примеру, в России в 1999 году был исторический минимум рождаемости – спасибо дефолту 1998 года (о его уроках « стр. 8). Но число новорожденных, пришедшихся на одну женщину, не сильно отличалось от показателя предыдущих лет. Если в 1992 году – в начале депопуляции – он составлял 1,5 ребенка на одну женщину, то в 1999-м – 1,2 ребенка.
Еще один нюанс. Довольно часто политики и чиновники оперируют абсолютными числами, при том что истинный показатель – суммарный коэффициент рождаемости. А он – что в Америке, что в России – очень низок. У нас, к примеру, он составляет 1,5, а это в полтора раза ниже, чем требуется для замещения поколений, – так называемого «нулевого прироста».
Не все лучшее – в детях
Чем выше уровень благосостояния в государстве, тем ниже в нем рождаемость. Это еще двести с лишним лет назад подметил знаменитый экономист Адам Смит. Живя в достатке, женщины начинают делать карьеру, заниматься своим образованием, путешествовать. Неудивительно, что на воспитание нескольких детей не остается ни времени, ни сил, ни желания.
Следует ли из этого, что если в России снизить уровень благосостояния до уровня, например, Афганистана, то все начнут рожать так же, как в Афганистане?
– Разумеется, нет. Там рожают не из-за бедности. Там есть ислам, как цементирующий фактор репродукции, он свое дело делает. То же самое происходит в наших православных семьях, иудейских ортодоксальных, мусульманских, – говорит Белобородов.
Впрочем, даже во многих мусульманских странах – например, Тунисе или Марокко – показатель меньше двух рождений на одну женщину давно стал нормой. Что уж там говорить про Европу. В Германии, например, около 20% женщин до 35 лет сознательно отказываются от деторождения.
Государство нам поможет?
Понятно, что в тяжелые времена государство обязано позаботиться о матерях. По мнению руководителя Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерия Елизарова, единственная серьезная мера последних лет – это принципиальное увеличение в 2007 году размера пособия по уходу за детьми в возрасте до полутора лет с 700 руб. до минимальных размеров в 1,5 тыс. (тогда, правда, трудности были еще за горами).
А вот материнский капитал эксперт не рассматривает как антикризисную меру. Из тех почти двух миллионов семей, которые после рождения в 2007-2009 гг. детей получили право на эту поддержку, всего около 60 тыс. тех, кто уже смог воспользоваться средствами маткапитала для погашения – частично или полностью – уже взятых ипотечных кредитов. Но это только 3-4% от тех, кто уже получил или получит «материнские» деньги.
– Что еще можно будет получить от маткапитала в будущем? Перевести на накопительную часть трудовой пенсии? Но эту надбавку женщины получат только через 20-30 лет. На образование? Тоже не скоро можно будет воспользоваться. Пока такой статистики нет. Немного работает родовой сертификат, он улучшает качество родовспоможения, что, в свою очередь, уменьшает страхи перед родами у матерей в возрасте под 30 и более лет, – говорит Елизаров.
Сможет ли государство в дальнейшем оказывать подобную помощь?
– Здесь есть большие финансовые риски. Мы сейчас тратим на семейную политику менее 1% ВВП, при том что мировой стандарт – 2%. А кризис может сыграть злую шутку: денег столько, сколько надо, не выделят, плюс еще объективная демографическая обстановка, – опасается Гонтмахер.
Конец многоженства
Еще один миф, связанный с кризисом, заключается в том, что люди, попавшие в жернова экономической катастрофы, начинают размножаться как кролики. Дескать, мало ли как оно там обернется – надо спешить.
– Это безбашенные как плодились, так и плодятся. А у разумных людей включился защитный механизм, многие семейные пары откладывают рождение ребенка до наступления стабильности. Ведь дитя нужно не просто родить, но и поставить на ноги, дать хорошее образование, – рассказывает известный сексолог-психотерапевт Диля Еникеева.
Раньше мужчина мог позволить себе иметь ребенка от любовницы, а сейчас такую роскошь могут позволить себе разве что олигархи. Так что некая польза от кризиса все-таки есть – семейные отношения укрепляются. Растет и ответственность родителей.
– В советские времена женщины заводили детей, зная, что государство всегда поможет матери-одиночке – будут льготы, привилегии и др. Сейчас разум идет впереди инстинктов, – подытожил психотерапевт.
Источник: trademan.ru