Годовой показатель (сравнение с таким же периодом предыдущего года) обычно не отражает реальной динамики, чтобы выявить тренд (наметился спад или начинается рост) , нужно смотреть поквартальные данные с сезонной корректировкой — так принято «во всем мире уже более 100 лет», указывает директор Института информационного развития ГУ-ВШЭ Владимир Бессонов. Росстат таких сведений не публикует. В США о рецессии или ее прекращении объявляет Национальное бюро экономических исследований (NBER) , если спад или рост идут два квартала подряд (к предыдущему кварталу со снятой сезонностью).
О выходе из рецессии Кудрин объявил на основании данных одного квартала. Между тем о ее начале было заявлено вовсе не по итогам II квартала 2008 г., а только в декабре. Впрочем, в первых оценках Минэкономразвития никакого спада не видно: в прошлогоднем мониторинге темпы II квартала оценены в 0,5%, третьего — в 0,4%. Когда удаляется сезонная составляющая, оценка последнего квартала оказывается наименее точной, объясняет Бессонов: «Запаздывание в идентификации ситуации при поквартальном расчете ВВП — полгода». О завершении рецессии говорить пока рано, осторожен главный экономист «Траста» Евгений Надоршин.
Для оперативной оценки ситуации лучше использовать показатели промышленного выпуска, советует Бессонов: «Промышленность лучше измеряется, да и кризис затронул прежде всего ее». По оценкам ГУ-ВШЭ (ее сотрудники ведут «длинные ряды» статистических данных, снимая сезонность) , промышленность остановилась в апреле 2008 г., с мая начался спад. С июня 2009 г. индустрия демонстрирует подъем.
Промышленность всегда первая падает и первой восстанавливается, согласен заместитель гендиректора Центра развития ГУ-ВШЭ Валерий Миронов. Но впадать в эйфорию пока не надо, советует он: ареал промышленного роста пока не очень широк, сентябрьский отскок промышленности был связан с восстановлением всего трех секторов. Внутренний спрос сокращается, внешний не растет. «За счет чего выходить из рецессии? Объективных факторов пока нет», — рассуждает Миронов.
Но заявления о выходе из рецессии формально верные, говорит Миронов: промышленность, даже если ее реальный прирост (к предыдущему месяцу) с октября остановится, уже в ноябре в годовом выражении чисто арифметически покажет рост в 1,6%, а в декабре — в 3,8%. Динамика ВВП в годовом выражении на фоне начавшегося год назад сокращения к IV кварталу как минимум сильно замедлит темпы спада.
Если индустрия проведет на дне даже весь 2010 год, по его итогам она вырастет на 2,8% против спада примерно на 13% в этом году, посчитал Миронов. Если же текущие темпы подъема производства сохранятся в течение года, то экономика может вернуться к докризисным темпам роста (6-7%) , говорит Бессонов.
Источник: Ведомости