Всплеск продаж историй банкам пришелся на второй квартал, когда начало расти розничное кредитование, но пока динамика продаж кредитных историй выглядит лучше динамики кредитования населения. Опережающий спрос на данные о заемщиках эксперты объясняют тем, что банки на выходе из кризиса стараются тщательно проверять потенциальных клиентов.
Согласно данным о динамике продаж банкам кредитных историй, предоставленным «Ъ» крупнейшими бюро, за первые шесть месяцев 2010 года объемы реализации выросли в разы. В частности, как сообщили «Ъ» в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ), с января по июль продажи увеличились в 2,8 раза и составили за июнь 3,5 млн историй. По данным бюро «Эквифакс Кредит Сервисиз», за тот же период продажи кредитных историй выросли в 4,1 раза и составили в июне 2,4 млн историй. Замыкающее тройку лидеров БКИ Сбербанка, созданное в конце прошлого года на базе БКИ «Инфокредит» и БКИ «Экспириан-Интерфакс», свою статистику вчера предоставить не смогло. Однако учитывая, что, по данным ЦБ, совокупная доля рынка первых двух БКИ составляет более 70% (данные приведены на конец 2009 года, более свежая информация о распределении долей на рынке отсутствует), даже на основании статистики двух крупнейших игроков уже можно говорить о тенденции, считают участники рынка. По признанию представителей БКИ, предоставивших статистику, таких показателей у них не было даже до кризиса.
Основной прирост продаж кредитных историй пришелся на второй квартал. Так, если в январе НБКИ продало 1,25 млн историй, в феврале — 1,75 млн историй, в марте — 2,65 млн историй, то в апреле, мае и июне эти показатели были 3,2, 3 и 3,5 млн историй соответственно. Похожая динамика наблюдалась и у бюро «Эквифакс Кредит Сервисиз»: 0,59 млн историй в январе, 0,81 млн историй в феврале, 1,45 млн историй в марте, по 2,04 млн историй в апреле и мае и 2,43 млн историй в июне.
Резкий рост продаж кредитных историй, особенно во втором квартале 2010 года, прямое следствие постепенного разворачивания банками замороженных в кризис розничных кредитных программ, единогласны представители рынка кредитных историй и банкиры. По данным обзора банковского сектора ЦБ, первый слабый признак восстановления российская банковская розница с начала кризиса продемонстрировала именно в марте: прирост к февралю — 0,3%. В апреле и мае эта тенденция закрепилась: прирост к марту составил 1%, к апрелю — 1,2%. Данные по приросту розничного кредитования за июнь пока недоступны.
При этом, судя по статистике ЦБ, кредитные истории банки покупают несколько активнее, чем выдают кредиты населению. Это заметно, даже если ориентироваться не на чистый прирост розничного кредитного портфеля (за вычетом погашения), а непосредственно на выдачу. По подсчетам «Ъ» (основанным на отчетности 700—800 банков, публикующих 101 форму с оборотами), за пять месяцев 2010 года выдача розничных кредитов (исключая овердрафты и возобновляемые карточные кредиты, в отношении которых не проводится повторная проверка заемщика) выросла в 2,9 раза. Это несколько меньше усредненного темпа прироста продаж историй двумя крупнейшими БКИ.
«Кредитные истории банки запрашивают по заявлениям на кредит, из которых удовлетворяются далеко не все»,— объясняет ситуацию гендиректор НБКИ Александр Викулин. «Если до кризиса, например, по потребительским кредитам удовлетворялось примерно 80% заявок, то сейчас — около 30%»,— согласен зампред правления банка «Уралсиб» Илья Филатов. В кризис банки ужесточали кредитную политику (одобрялось 15—20% поданных заявок), сейчас постепенно ослабляют ее, продолжает он, но качество заемщиков пока еще не достигло такого уровня, когда банки могут позволить себе полную либерализацию. «Уроки, вынесенные банками из кризиса, сделали подход банков к оценке рисков более взвешенным, а услуги кредитных бюро гораздо более востребованными, чем до кризиса, этим и объясняется взрывной рост продаж кредитных историй»,— говорит член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.
У главы «Эквифакс Кредит Сервисиз» Олега Лагуткина несколько иное объяснение разрыва между спросом на кредитные истории и ростом кредитования. «Значительная часть запросов на кредитные истории делается банками с целью перепроверить собственные базы заемщиков на предмет предложения им других продуктов,— отмечает господин Лагуткин.— Кроме того, сейчас мы переживаем бум потребительских кредитов, которые невелики по сумме и не могут дать такого прироста, как пока не развернутые банками на полную мощь авто- и ипотечные кредитные программы». В конце концов часть кредитных историй банки просто перепродают заемщикам, добавляет Андрей Степаненко.
Источник: РБК daily