Объем рынка просроченных платежей абонентов – физических лиц за телекоммуникационные услуги достиг 22,5 млрд рублей по итогам 11 месяцев 2013 г. По оценкам «Национальной службы взыскания» (НСВ), рост с начала года составил 24% или 4,3 млрд рублей по сравнению с прошлым годом (18,2 млрд руб.). Среднемесячная динамика роста задолженности за 11 месяцев 2013 г. составила 2,2%, при этом в первом полугодии 2013 г. данный показатель составлял 1,8%. Увеличение темпов роста задолженности в 3 квартале 2013 г. связано с сезоном отпусков, что часто является причиной накопления задолженности за счет роуминга. Причем основная опасность образования задолженности исходит не от стоимости телефонных разговоров, а от услуг передачи данных (Интернет). С учетом того, что подавляющую долю в средствах связи начинают иметь смартфоны постоянно подключенные к интернету – фактор «роуминговой» задолженности за Интернет начинает играть очень серьезную роль. К сожалению, выезжающие за рубеж россияне часто это не учитывают и в итоге получают счета на десятки тысяч рублей. И, несмотря на то, что в прессе неоднократно озвучивались предостережения, число случаев образования «роуминговой» задолженности продолжает расти. Старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер: «Динамика роста проблемной задолженности абонентов в телекоммуникационном секторе в 2013 г. не преподнесла особых сюрпризов и в целом оставалась в рамках нормы, то есть не носила критический характер». Структура задолженности за телекоммуникационные услуги выглядит следующим образом: Фиксированная связь: - Задолженность по абонентской плате за местные вызовы; - Задолженность за междугороднюю и международную связь; - Задолженность за платные вызовы. Мобильная связь: - Задолженность за мобильный Интернет. Интернет: - Домашний Интернет; - Услуги IP TV и прочее. Распределение задолженности по видам связи по итогам 11 месяцев 2013 г. выглядит следующим образом: - Фиксированная связь - 2,2 млрд рублей (из них 1,9 млрд рублей – междугородняя и международная связь); - Мобильная связь (включая передачу данных) – 19,1 млрд рублей; - Домашний Интернет и IP TV – 1,2 млрд рублей. При региональном распределении задолженности по итогам 11 месяцев 2013 тройку лидеров составили Центральный ФО с 9,7 млрд руб. задолженности, Приволжский ФО – 3,1 млрд руб. и Северо-Западный ФО с 2,6 млрд рублей. Распределение задолженности в разрезе федеральных округов может не совпадать с региональным распределением задолженности, которая попадает в работу коллекторских агентств. Так, по оценкам НСВ, в первую десятку регионов – лидеров по количеству передаваемой в работу долговых агентств задолженности вошли: Москва со средним размером долга 2 145 руб. и сроком задолженности 196 дней. Далее следует Санкт-Петербург с 911 руб. и 179 днями, затем Екатеринбург – 544 руб. и 347 дней срок просрочки. Долги передаваемые коллекторам в Москве и Санкт-Петербурге значительно «моложе» и одновременно более чем в 2 раза больше по сумме. То есть можно сказать, что операторы связи стараются не затягивать процедуру по передаче в работу коллекторов столичных должников. Это обусловлено большими суммами долга, а также высоким уровнем потока мигрантов, в том числе нелегальных, составляющих большую долю должников и имеющих возможности исчезать из поля зрения кредиторов. В целом, средний размер телекоммуникационного долга, который передается коллекторам, по итогам 11 месяцев 2013 г. составил 690 рублей, а срок – 250 дней. Особенности работы с долгами телеком-операторов. Взыскание задолженности за услуги связи имеет свою специфику. Во-первых, подавляющая часть передаваемой задолженности - это долги за мобильную связь по кредитной схеме. Массовая выдача СИМ карт, быстрая установка по ним кредитных лимитов увеличивает случаи использования номеров до исчерпания кредитного лимита с последующим блокированием номера. Упрощенная схема выдачи карт поощряет рост злоупотреблений со стороны нелегальных мигрантов. Во-вторых, в данном секторе превалируют небольшие суммы задолженности. Поскольку на взыскание суммы долга в 500 рублей тратятся такие же ресурсы, как и на долг в 10 000 рублей, это сказывается на рентабельности. В-третьих, имеет место почти нулевая контактность реестров, переданных операторами. Отсутствуют, либо некорректно указаны телефоны, адреса должников. Еще одной особенностью является низкое качество должников. Как уже говорилось, большая доля должников из невзыскиваемых сегментов – это нелегальные мигранты. Различия между долгами мужчин и женщин по-прежнему носят незначительный и статистически не значимый характер. http://www.nrservice.ru/
Долги абонентов телекоммуникационных компаний России выросли
0 333
Поделиться