Начальник штаба Армии США генерал Марк Милли заявил, что масштабная война с Россией и Китаем «практически неизбежна». Чем бы ни объяснять это заявление, его нельзя считать несерьёзным. Америка готовится к большой войне – по крайней мере с Россией, и эта перспектива сейчас ближе, чем в тревожные 60-е, хотя основания для неё более чем абсурдны.
Если исходить из реальных оценок угроз безопасности США со стороны России и Китая, поводов для мировой войны недостаточно. Но уже приевшийся анекдот о вмешательстве России во внутренние дела США во всём мире столь точно отражает американское мироощущение, что уже не смешно. Чего же они так боятся, если готовы пожертвовать десятками миллионов жизней?
Да, американская гегемония под вопросом, однополярный мир постепенно уходит в прошлое. Но это не повод для мирового ада даже по американским меркам – значительная часть элиты в принципе не очень хорошо относится к такой общемировой роли США. Однако на кон поставлено нечто большее. В первую очередь – единство самого западного мира.
Нам не стоит задаваться: Россия не столь сильна, чтобы всерьёз бороться с США «за Европу», но борьба развёрнута – во многом благодаря процессам в самой Европе. Может, даже правильнее говорить, что часть Европы борется с США за Россию.
Вот вопрос принадлежности Крыма. Немало крупных европейских политиков выступают с довольно радикальными пророссийскими заявлениями. В одной только Германии – лидере ЕС – можно назвать, например, имена бывших канцлеров, включая недавно ушедшего в мир иной Гельмута Шмидта. Во Франции о том же говорит бывший президент Николя Саркози. А также Марин Ле Пен. Схожая ситуация в Италии, ряде других государств ЕС. Хотя мало кто ожидает, что подобное может прозвучать от нынешних лидеров.
Будучи бывшим главой государства или борющимся за голоса избирателей лидером оппозиционной силы, выступать с пророссийскими заявлениями можно, а вот если ты действующий «лидер нации» – нельзя. Потому что ты уже не столько лидер своего народа, сколько представитель всей западной системы, управляемой из Вашингтона. Это прекрасно демонстрирует, что западная политика в основных проявлениях уже давно не демократична, не выражает интересы ни широких кругов избирателей, ни даже узких кругов национальных элит. Она выражает интересы системы, имеющей наднациональный характер.
Впрочем, есть случаи внутренних «восстаний», как, например, поведение Венгрии при Викторе Орбане. И нетрудно представить себе, как может произойти надлом системы. Вот этого-то и не может допустить Вашингтон.
Есть ещё значимый аспект противостояния. Конфликт Запада с Россией – это битва за универсальность западной культуры, важнейший миф всей западной цивилизации.
Европа в случае ослабления связи с США и некоторого сближения с Россией сможет существовать в мире политически самостоятельных цивилизаций, каждая из которых будет заявлять о своём праве жить на основе своих ценностей. В таком мире Запад потеряет право диктовки принципов как якобы самая передовая часть света, имеющая миссию по трансляции своих достижений всем остальным. А это разрушает самые глубокие слои западной идентичности, имеющие неразрывные связи и с американской национальной идеологией. В многополярном мире, который может вскоре настать, Америка потеряет не только Европу, она может потерять саму себя. А это грозит тяжелейшими внутренними последствиями. Чтобы этого не случилось, она готова воевать.
В конечном счёте известная шуточная фраза «всех убью, один останусь» – тоже вполне себе рецепт мировой гегемонии.
Источник: www.stoletie.ru